Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 640 
Next page End  

запоминания,
протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение
немнемических задач.
Н. з. — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не
случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.
Продуктивность Н. з. зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами
достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Как показали исследования П. И. Зинченко
(1961), для продуктивности Н. з. важно то место, которое занимает в деятельности данный материал.
Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае,
когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной
цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.
Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и
эмоции.
При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в
итоге которой осуществляется Н. з., последнее может обеспечить более широкое запечатление
материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Н. з.
— ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом
деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует
формированию произвольной памяти.
Операциональный состав Н. з. изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные
на материале учебной деятельности уч-ся начальных классов, позволили установить систему операций,
реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал,
что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать специальную систему
этих действий. Обязательное условие такой системы — включение результата предшествующего
действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего. (См. также Теория
поэтапного формирования умственных действий.)
Основной методический прием для изучения Н. з. состоит в том, что субъекту предлагается
выполнить к.-л. деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось
у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (англ. involuntary reactions)
реакции,
не поддающиеся
сознательному волевому контролю. Могут осознаваться (краснение от смущения, проявления
различных безусловных рефлексов)
и не осознаваться (сомнамбулизм, патологические аффекты).
Как
правило, вегетативные реакции, регистрация которых широко применяется в психофизиологии (см.
Кожно-гальваническая реакция, Плетизмография, Пневмограф), относятся к категории Н. р. См. также
Движения непроизвольные и произвольные, Детектор лжи, Зрачковый рефлекс, Полиэффекторный
метод.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
(англ. nervous system)
совокупность нервных образований в
организме человека и позвоночных животных. Ее основные функции: 1) обеспечение контактов с
внешним миром (восприятие информации, организация реакций организма — от простых ответов на
раздражители до сложных поведенческих актов); 2) реализация целей и намерений человека; 3)
интеграция внутренних органов в системы, координация и регуляция их деятельности (см. Гомеостаз);
4) организация целостного функционирования и развития организма.
Структурно-функциональным элементом Н. с. является нейрон — нервная клетка, состоящая из
тела, дендритов (рецепторный и интегрирующий аппарат нейрона) и аксона (его эфферентная часть). На
концевых разветвлениях аксона находятся специальные образования, контактирующие с телом и
дендритами др. нейронов, — синапсы. Синапсы бывают 2 видов — возбудительные и тормозные, с их
помощью происходит соответственно передача или блокада проходящей по волокну импульсной
посылки на нейрон-адресат.
Взаимодействие постсинаптических возбудительных и тормозных эффектов на одном нейроне
создает многообусловленность ответа клетки, являющейся простейшим элементом интеграции.
Нейроны, дифференцированные по структуре и функции, объединены в нейронные модули (нейронные
ансамбли) — след. ступень интеграции, обеспечивающая высокую пластичность организации функций
мозга (см. Пластичность н. с).
Н. с. делится на центральную и периферическую. Ц. н. с. состоит из головного мозга, который
находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике. Головной мозг,
особенно его кора, — важнейший орган психической деятельности. Спинной мозг осуществляет г. о.
прирожденные формы поведения. Периферическая Н. с. состоит из нервов, отходящих от головного и
спинного мозга (т. н. черепно-мозговые и спинномозговые нервы), межпозвоночных нервных узлов, а
также из периферического отдела вегетативной Н. с.
скоплений нервных клеток (ганглиев)
с
Hosted by uCoz