Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 640 
Next page End  

ОБРАТИМЫЕ ФИГУРЫ — см. Двойственные изображения.
ОБСЕССИИ см. Навязчивые состояния.
ОБУЧАЕМОСТЬ (англ. docility, educational ability, learning ability)
— эмпирическая
характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению
учебной деятельности,
в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач,
выполнению
различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина «обучаемость» в
применении к организациям см. Обучающаяся организация. Ред.)
О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека,
выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний,
действий,
сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая
возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов
действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к
некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).
Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие
показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные
возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания,
мышления и речи),
особенности личности — мотивации, характера,
эмоциональных проявлений;
отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной
характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения,
и соответствующие
проявления личности (общительность, замкнутость).
О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование
возможностей к обучению в особые сензитивные периоды — при переходе от дошкольного детства к
систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению,
предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в
профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и
личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами
(произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и
использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые
обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.
Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками — более высокими познавательными
возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач — включает
некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных
этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те,
которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника
— возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента —
возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.
О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки,
в т. ч. навыки научно-
исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с
научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач,
способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.
ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (англ. learning organization)
течение в
организационном поведении 1990-х гг., основанное на признании ценности знаний для роста
конкурентных преимуществ. Организационные знания содержатся в продуктах человеческой
деятельности (оборудовании, базах данных, оформлении), в организационных структурах (ролях,
системах поощрения, процедурах) и людях (умениях, ценностях, верованиях, практиках) (Kim, 1993;
Levitt, March, 1988; Schein, 1992). Для специалистов разной направленности характерны разные способы
освоения окружающего мира. Соответственно, процедуры обучения должны учитывать эти базовые
различия в способах освоения опыта. Обучаемость касается многих свойств организации как
структурных, так и функциональных, и выходить далеко за рамки планирования и реализации
внутриорганизационного обучения работников.
Уровень развития О. о. м. б. проанализирован в соответствии с параметрами обучаемости,
предложенными амер. психологом Майком Педлером (1997). Основные среди предложенных
параметров оценки: наличие мероприятий, поощряющих обучение; делегирование полномочий
подчиненным; развитие внутреннего пиара; активный обмен информацией с внешней средой; развитие
на опыте др. компаний (технология benchmarking); развитие системы появления и внедрения новшеств;
использование группового обсуждения проблем и поиска решений на всех уровнях организации. (Е. Б.
Hosted by uCoz