Navigation bar
  Print document Start Previous page
 328 of 640 
Next page End  

механизмами являются таксисы.
В пространственной О. различают первичную О., обеспечивающую
сохранение нормального положения тела, и вторичную, служащую для определения собственного
местонахождения, локализации источников пищи, избежания опасности и т. п. У
высокоорганизованных животных в процессах О. наряду с врожденными есть также индивидуально
приобретенные компоненты: разыскивая определенные предметы, животное руководствуется
ориентирами, зафиксированными в его памяти, что имеет большое значение для нахождения убежища и
др. объектов на своей территории, выслеживания добычи и т. д. Врожденные компоненты О. играют
определенную роль в миграциях животных, когда навигация осуществляется по наземным
(географическим) или небесным ориентирам (поляризованное освещение небосвода, положение
Солнца, Луны и т. д.), а иногда также по магнитному полю Земли.
ОРИЕНТАЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — см. Самодетерминации теория.
ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ (англ. task oriented
behavior or self
oriented behavior).
Амер. психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения,
ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у
индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют
механизмы определения и переопределения ролей в группе.
Примерами поведения, ориентированного
на себя, м. б. «жесткие» поведенческие ответы (психологическая борьба, захват контроля за ситуацией,
сопротивление авторитету лидера) и задержанные поведенческие ответы (пассивность, безразличие,
чрезмерная рационализация).
Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение,
ориентированное на группу, и если повышение самооценки членов группы не слишком тормозится
групповой работой.
Члены группы, ориентированной на выполнение определенных задач, работают в определенном
контексте как группы, так и собственных интересов. Это не означает, что группа и личность — всегда
соперники, однако временами они могут иметь конкурирующие ориентации, а временами —
комплиментарные. В каждой ситуации необходимо определять приемлемый баланс между ними.
Исследования показали, что если члены группы подчеркивают свою самостоятельность, то обычно это
сигнал для начала дополнительной коммуникации относительно ролей членов группы, способов
делегирования полномочий и изменения характера взаимозависимости. (Е. Б. Моргунов.)
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. orienting activity)
деятельность,
направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой
для решения стоящих перед субъектом задач.
Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся
прижизненно сложные функциональные системы.
На 1-м этапе развития О. д. путем обследования
условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех
условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем
функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.
Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль
исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В
дальнейшем изучение О. д. у человека (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования
двигательных навыков,
сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от
особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы
ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество
усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные
признаки,
в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты
(см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые
подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет
в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются
ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны
предъявляемых заданий. 3-й
тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения,
которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его
положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только
повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные
условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ (англ. orienting response)
— многокомпонентная
Hosted by uCoz