Navigation bar
  Print document Start Previous page
 391 of 640 
Next page End  

ПСИХОГЕНЕТИКА (англ. psychogenetics)
область знаний, находящаяся на пересечении
генетики и психологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых
факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических,
психофизиологических и некоторых поведенческих свойств человека. (В западной литературе чаще
используется термин behavioral genetics генетика поведения, включающий и поведение животных.)
Свое начало П. берет в 2 работах Ф. Гальтона: в книге «Наследственность таланта» (1869; сокр.
рус. перевод, 1875) и небольшой статье «История близнецов как критерий относительной силы природы
и воспитания» (1875). 1-я положила нач. генеалогическому методу (и семейным исследованиям),
впервые показав более высокую, чем среднепопуляционная, частоту одаренных людей в некоторых
семьях. 2-я — близнецовому, хотя строго научным этот метод стал только после того, как в 1924 г. нем.
исследователь Х. Сименс предложил исследовать не только монозиготных, но и дизиготных близнецов
и нашел надежные способы диагностики зиготности. Дальнейшая история П. тесно связана с успехами
генетики количественных признаков, психологической диагностики,
вариационной статистики. В
последние годы психогенетические исследования все больше опираются на данные современной
молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.
В России П. интенсивно развивалась в 1920-30 гг.: в Петрограде (Бюро по евгенике,
занимавшееся г. о. семейными исследованиями) и в М. (Медико-генетический ин-т; использовался в
основном метод близнецовый). Эти исследования возглавляли крупнейшие рос. генетики (Ю. Н.
Филипченко, Н. К. Кольцов) и психологи (А. Р. Лурия). Однако вскоре эти работы были прерваны на
несколько десятилетий.
Предметом исследований в П.
является соотношение и взаимодействие наследственности и
среды в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариантности (вариативности)
психологических свойств человека — когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций
и т. д.
Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости
интеллекта,
отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик
психических процессов в частности, относящихся к сфере темперамента; значительно меньше работ
касается двигательных особенностей человека. В последние годы интенсивно формируются 2 новые
отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. 1-я исследует
наследственные и средовые детерминанты, г. о., биоэлектрической активности мозга; 2-я — возрастную
динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психических функций: роль
наследственности и среды в обеспечении возрастной преемственности и стабильности, в
индивидуальных траекториях развития и ряд др. проблем.
Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод
близнецовый. Лучшая разрешающая способность у 2 последних.
Метод приемных детей предполагает сопоставление сходства усыновленного ребенка с его
биологическими и приемными родителями; с 1-ми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не
имеет общей среды; со 2-ми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители
— не родственники ребенка). Поэтому большое сходство ребенка с одними или др. родителями
позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака.
Метод близнецовый основан на том, что монозиготные близнецы (МЗ, неправильно называемые
«однояйцевыми») — единственные люди, имеющие идентичный набор генов, а дизиготные (ДЗ,
«разнояйцевые»), как все родные братья и сестры (т. е. сиблинги,
или сибсы, — дети одних и тех же
родителей) имеют в среднем только 50% одинаковых генов. Поэтому по признакам, вариативность
которых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство МЗ должно быть
больше, чем у ДЗ. При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых
условий для МЗ и ДЗ. Один из вариантов этого метода —
изучение разлученных МЗ является
своеобразным «критическим экспериментом»: исследуются индивидуальные особенности людей,
генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах. Однако наиболее надежные сведения о
соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков дает
объединение результатов, полученных разными психогенетическими методами.
Различными психогенетическими, психометрическими и статистическими методами установлено
наличие генетической дисперсии в вариативности интеллекта (диагностируемого тестами интеллекта)
и «личностных» особенностей (г. о. динамических характеристик — активности, эмоциональности и т.
д.), отдельных форм психопатологии и отклоняющихся вариантов развития, а также отдельных
когнитивных способностей (напр., пространственных).
Hosted by uCoz