Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 640 
Next page End  

художника, вложенная им при его создании. И. Бродский назвал стихотворения фотографиями души, по
которым можно проследить развитие души самого поэта. Всматриваясь в душу поэта, читатель может
заинтересоваться своей собственной душой. У. Блейк говорил, что поэзия учит обращать глаза внутрь
самого себя, вглядываться в собственную душу. Проникновение человека во внутреннюю форму
символа, произведения искусства, другого человека есть шаги по пути создания своей собственной
внутренней формы, по пути само-строительства, «второго рождения». Философы, художники,
психологи многое сделали для понимания влияния произведений искусства на человеческую душу
Платон характеризовал каждый истинный акт большого искусства как предельную сосредоточенность,
сведение в одной точке всех сил ума, воображения, памяти, чувства и воли. Подобная
сосредоточенность описывается в таких терминах, как вдохновение,
одержимость, неистовство,
результатом которых бывает внезапное проникновение в истину. Главное свойство истинного искусства
(согласно Платону, Л. Н. Толстому, Ж. Гюйо) состоит в способности его произведений притягивать (как
магнит), захватывать, заражать и заряжать людей вложенными в эти произведения чувствами и
энергией. В подобных описаниях весьма точно характеризуются внешняя картина воздействия
искусства на человека.
В. В. Кандинский сделал след. шаг. Он утверждал, что всякое произведение искусства есть дитя
своего времени, часто оно и мать наших чувств: «Истинное произведение искусства возникает
таинственным, загадочным, мистическим образом "из художника". Отделившись от него, оно получает
самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным духовно дышащим субъектом,
ведущим также и материальную жизнь; оно является существом... оно, как каждое существо, обладает
дальнейшими созидательными, активными силами. Оно живет, действует и участвует в созидании
духовной атмосферы...» (О духовном в искусстве. — М., 1992, с. 99). Духовная атмосфера, в свою
очередь, необходима для созревания и очеловечивания чувств. Кандинскому вторил А. А. Ухтомский:
песни Петрарки и Данте стали определителями поведения для дальнейшего человечества. В этом же
духе размышлял и Л. С. Выготский,
считавший, что аффективно-смысловые образования сознания
существуют объективно вне каждого отдельного человека в виде произведений искусства или в виде к.-
л. др. материальных творений людей. Он подчеркивал, что эти формы существуют раньше, чем
индивидуальные аффективно-смысловые образования. Искусство способно создавать «партитуру
чувств», которая избыточна для каждого человека в отдельности, но, видимо, все еще недостаточна для
человечества в целом. Выготский, Д. Б. Эльконин,
Б. Д. Эльконин называют эти объективные
аффективно-смысловые образования, существующие до и вне развивающегося индивида, идеальной
формой,
которая усваивается и субъективируется в процессе индивидуального развития, становится
реальной формой психики и сознания индивида.
Т. о., мало кто сомневается, что искусство — одно из важнейших средств воспитания души,
поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества.
Искусство — это дотеоретическая этика — этика в действии, а не в назидании. Оно практически вводит
человека в мир человеческих ценностей, чего, к сожалению, нельзя сказать о науке. Не просто
восприятие, а активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной
практики. А. В. Запорожец так описывал эволюцию поведения детей-дошкольников в театре: со-
присутствие, сочувственное со-действие, со-чувствие, со-переживание. В итоге со-присутствие
превращается в симпатическое со-участие или, в со-причастие, из которых может вырасти со-мыслие и
эстетическое отношение к происходящему на сцене. Все эти стадии, благодаря детской
непосредственности, отчетливо наблюдаемы. (См. также Художественные представления, Эмпатия.)
П. и. развивается непропорционально мало в сравнении с др. разделами психологии и особенно в
сравнении с тем, какое реальное значение имеет искусство в истории человечества и какое влияние оно
оказывает (может оказать!) на развитие отдельного человека. В последние годы плодотворно
развивается смежная область П. и. и терапии — арт-терапия. (В. П. Зинченко).
ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) (англ. correctional psychology)
отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые
применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение
преступлений (см. также Деликт).
П. и. разрабатывает методы изучения личности осужденных, способы их перевоспитания,
раскрывает психологические механизмы процесса перевоспитания, намечает пути наиболее
эффективного управления этим процессом, исследует психологическое влияние средств исправительно-
трудового воздействия на личность осужденного, социально-психологическую атмосферу в местах
лишения свободы и условия ее формирования, изучает роль групп и коллективов в исправлении и
Hosted by uCoz