Navigation bar
  Print document Start Previous page
 460 of 640 
Next page End  

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ (англ. cultural semiotics)
— раздел семиотики,
изучающий
закономерности движения и преобразования текстовых и знаковых форм в сообществах, в которых они
порождаются и живут. К числу наиболее развитых и емких форм, отражающих особенности С. к.,
относится схема, предложенная Г. Сонессон (Швеция) и развивающая идеи Тартуской школы (см. рис.
10). В рамках этой схемы мы видим порождение норм и канонов, накопление текстов и их
модификацию.
Рис. 10
В принципе схема м. б. успешно применена при анализе различных текстов, порождаемых в
культуре,
включая научные (гипотезы, модели, теории),
паранаучные (такие, как гадания),
мифологические, пропагандистские и художественные. (Б. Н. Еникеев.)
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ (от лат. sensus чувство, ощущение) периоды
онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к
определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, напр., экспериментальными
исследованиями показано, что в возрасте ок. 5 лет дети особенно чувствительны к развитию
фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. С. п.
это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).
Чрезмерно раннее начало обучения ч.-л. может неблагоприятно сказаться на психическом развитии,
точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. С. п. не следует
смешивать с критическими (переломными) периодами развития (см. Кризисы возрастные).
См. также
Запечатление, Развитие психики.
СЕНСОМОТОРИКА (от лат. sensus
чувство, ощущение + motor — двигатель) — область
изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической
деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов,
осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений.
Вместе с тем сам процесс
выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной
информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной
стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с др. — является важнейшим
условием функционирования сенсорных систем и, в конечном счете, формирования адекватного образа.
Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо (см.
Функциональная система, Реафферентации принцип).
СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (англ. sensorimotor intelligence)
согласно взглядам Ж.
Пиаже,
1-й уровень развития человеческого интеллекта,
формирующийся в период до интенсивного
овладения речью (0-2 г.) на основе координации восприятия и движения; этот период часто называют
«стадией С. и.».
Пиаже наметил 6 стадий (подстадий) развития С. и., позволяющие проследить момент
возникновения интеллектуального поведения: 1) упражнение рефлексов (0-1 мес); 2) первые навыки и
Hosted by uCoz