Navigation bar
  Print document Start Previous page
 461 of 640 
Next page End  

первичные циркулярные (круговые) реакции (с 1 до 4-6 мес); 3) координация зрения и хватания,
вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем
окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это нач. возникновения собственно
интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес); 4) стадия «практического» интеллекта — цель заранее указана ребенку, а
средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так,
ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив
палку, достать ею отдаленную игрушку) (8-11 мес); 5) третичные круговые реакции и поиск новых
средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб.
Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели к интересному
результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так
открываются новые средства для достижения цели (с 11-12 до 18 мес); 6) новые средства решения
задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к
внезапному озарению, или инсайту (18-24 мес).
Т. о., один из критериев интеллекта, согласно Пиаже, — дифференцировка ребенком цели и
средств для ее достижения. Пиаже считает поэтому, что инсайт как существенный признак интеллекта
(В. К¸лер, К. Бюлер) очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых
условий действия (Э. Клапаред) — слишком широк.
По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия
субъекта, которая приводит к определенной логике действия. Благодаря С. и. у ребенка возникает
представление о постоянном (стабильном, устойчивом) существовании объекта (object permanence),
а также первичные представления об объективном пространстве, времени, причинности; ребенок
начинает рассматривать себя в качестве объекта среди др. в мире, который существует объективно.
Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интериоризация
схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и
межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и
соответствие между элементами операции и их результатом (см. Операции интеллектуальные).
В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к
постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их
перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками,
символами и схемами,
относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Пиаже, — явление индивидуальное; здесь не
происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.
Критический анализ концепции Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я.
Гальпериным, Д. Б. Элькониным и др., показывает несостоятельность подхода к детской психике,
рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенокпредмет».
Теория Пиаже не
учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо; поэтому
развитие его интеллекта происходит по схеме «ребеноквзрослыйпредмет» и зависит от общения и
совместной деятельности с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности
ребенка направляется взрослым. (Л. Ф. Обухова.)
СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (англ. sensory isolation)
содержание организма в условиях
исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3
разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный
голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического
воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных
и повторяющихся раздражителей. 1-е условие ведет к С. и., последние 2 к перцептивной изоляции.
Такие исследования варьируют по времени содержания испытуемых в условиях изоляции; они
разнообразятся применением фармакологических средств; опыты ведутся на животных и людях и т. д. В
исследованиях в условиях С. и. используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых,
результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов,
двигательная
активность, сердечная деятельность и т. п.
Исследования показывают, что в условиях С. и. нарушается протекание перцептивных
процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность
поведения и способность мыслить. В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается
придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются
разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и
т. д.). Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или
воображением,
но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в
Hosted by uCoz