Navigation bar
  Print document Start Previous page
 479 of 640 
Next page End  

истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский,
обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное
действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.
Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет
двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом
деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее
целях, смысле и оценке. Иначе и не м.
б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои
уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.
Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я Ты, Я Другой (М.
Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн),
а на самых первых ступенях развития в пространстве
совокупного Я (Д. Б. Эльконин),
которое начинает строиться с момента рождения. Многие
исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В.
Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия
к себе, к
миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе
Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения
собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни
внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует
заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий,
пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения,
совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно
говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к
которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль,
причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне
немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между,
диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается
до точки, человек утрачивает человеческое.
След. —
бытийный слой.
Его образующими являются биодинамическая ткань живого
движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно,
представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения,
действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний
регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна
ткань, подобная ленте М¸биуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в
биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и
чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время
осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии;
ее
назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи
(Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым
посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С.
«бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать,
надо доставать».
Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл.
В этом слое,
который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов:
осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними
наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к
продолжению этой игры, к развитию С. в целом.
Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной
работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт
м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по
горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В
бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее
вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные
могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ
(предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.
Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все
его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их
внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта.
Hosted by uCoz