Navigation bar
  Print document Start Previous page
 492 of 640 
Next page End  

понимание не распространяется на ритуальные и террористические С. (Б. М.)
СУКЦЕССИВНОЕ ОПОЗНАНИЕ (англ. successive recognition)
развернутый во времени
процесс опознания,
в значительной степени напоминающий процесс ознакомления с объектом. С. о.
связано с восприятием мало знакомых объектов или с восприятием в затрудненных условиях. В
процессе С. о. осуществляется последовательная оценка релевантных, значимых признаков объекта.
При большом числе существенных признаков в объекте процесс С. о. осуществляется по элементам и
длится тем дольше, чем больше таких признаков в объекте и его модели, сформированной при
ознакомлении. Этому соответствует детальное и повторное рассматривание объекта, в процессе
которого совершаются многочисленные движения глаз наблюдателя. Т. о., о механизмах С. о. можно
судить по данным регистрации движений глаз наблюдателя: смена точек зрительных фиксаций,
сравнительно большое время фиксаций, траектория движений глаз указывают на то, что механизмом С.
о. является последовательное сличение выделенных при ознакомлении с объектом признаков. (Т. П.
Зинченко.)
СУРДОПСИХОЛОГИЯ — см. Психология глухих, Психология специальная.
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ (англ. essence and phenomenon)
— универсальные объективные
характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность
составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и
противоречивых форм его бытия; явление
— то или иное выражение предмета, внешние,
непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В
процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной
деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от
отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего
содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих
современных видов деятельности, напр. в ситуациях организации и управления состоянием сложных
систем.
Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании
прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту,
сущность («идея») вещи
составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного,
не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону,
сущность, наоборот, не сводится к
совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер.
Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами и вместе с тем она
не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным, т. к.
носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время
противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.
И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное
выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически
понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-
конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XIX в. в
западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф.
Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней
структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в
единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений
явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих
противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления. (В. М. Гордон.)
СЧАСТЬЕ см. Удовлетворенность.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА — см. Игра.
_Т_
ТАКСИСЫ (от греч. taxis порядок, расположение) врожденные механизмы
пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных
жизненно необходимых условий среды (положительные Т.) или в направлении от неблагоприятных
(опасных) для жизни условий (отрицат. Т.). У растений аналогичные реакции выражаются в изменении
направления роста (тропизмы).
Характер ориентации зависит от воздействия биологически значимых
агентов среды, в связи с чем Т. подразделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, анемо-, гидротаксисы и т.
Hosted by uCoz