Navigation bar
  Print document Start Previous page
 522 of 640 
Next page End  

снижению надежности деятельности, истощению внутренних ресурсов человека. При отсутствии мер,
уменьшающих степень или снимающих остаточные явления У., возможно развитие пограничных и
хронических состояний (астенический синдром, истощение, психосоматические заболевания). В связи с
этим актуальны задачи своевременной диагностики и профилактики У. К последней относятся
рациональная организация трудового процесса, оптимизация режима труда и отдыха,
специализированная тренировка и обучение, использование различных средств повышения
индивидуальной устойчивости к У., в частности методов психологической саморегуляции.
См.
Психосоматика, Синдромы психопатологические. (А. Б. Леонова.)
УХО ВНУТРЕННЕЕ (лабиринт) (англ. inner ear)
расположено в пирамиде височной кости
черепа и включает в себя 2 рецепторных аппарата 2 анализаторов — вестибулярного и слухового.
Вестибулярный (рецепторый) аппарат состоит из 3 полукружных каналов, расположенных в
трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и полости преддверия,
которая сообщается с улиткой
слуховым рецепторным аппаратом. Костная стенка лабиринта является футляром т. н. перепончатого
лабиринта полукружных каналов. Перепончатый лабиринт повторяет форму каналов, в преддверии
состоит из 2 мешочков, заполнен эндолимфой; пространство между ним и костным лабиринтом
заполнено перилимфой. Химический состав эндо- и перилимфы различен. В ампулах (расширениях)
полукружных каналов находятся рецепторные образования, реагирующие на изменения скорости
движения в 3 взаимно перпендикулярных направлениях; рецепторные образования, расположенные в
мешочках, реагируют на изменения положения тела в поле силы тяжести. (См. также Купула.)
Слуховая часть У. в.
улитка в ходе эволюции развивалась из вестибулярной. Она
представляет собой спирально закрученный канал, развившийся как вырост преддверия. Здесь, на
основной мембране, расположен рецепторный аппарат слухового анализатора
кортиев орган,
состоящий из нескольких рядов чувствительных волосковых клеток. Звуковые колебания передаются
улитке из полости уха среднего.
Звуки различной частоты детектируются в разных участках кортиева
органа: у основания улитки, где основная мембрана наиболее узка, локализованы рецепторы,
отвечающие преимущественно на высокие частоты; у вершины, где мембрана наиболее широка, — на
средние. Звуки низкой частоты кодируются прежде всего частотой афферентной импульсации.
УХО СРЕДНЕЕ (англ. middle ear)
соединяется с внешней средой через наружный слуховой
проход, затянутый барабанной перепонкой, и евстахиеву трубу, открывающуюся в полость глотки.
Евстахиева труба служит для выравнивания давления воздуха в полости У. с. Система косточек
(молоточек, наковальня, стремечко), идущих от барабанной перепонки к овальному окну, передает
звуковые колебания барабанной перепонки на улитку (см. Слуховой анализатор, Ухо внутреннее). При
этом звуковое давление значительно возрастает, т. к. площадь овального окна примерно в 20 раз меньше
площади барабанной перепонки. С помощью специальных мышц, одна из которых прикреплена к
рукоятке молоточка, а др. — к стремечку, осуществляется центральная регуляция амплитуды колебания
звукопроводящего аппарата У. с. При чрезмерном звуковом давлении мышцы сокращаются, что
приводит к уменьшению амплитуды колебаний косточек У. с. и соответственно — к уменьшению
звукового давления, передаваемого улитке.
УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1875-1942) рос. физиолог, один из основателей
физиологической школы Ленинградского ун-та, широко известен как автор учения о доминанте,
которое прежде всего описывает взаимоотношения между очагами возбуждения в ц. н. с., но нашло
также широкое применение в психологии (см. Психика)
в качестве средства гипотетического
объяснения разнообразных явлений от аффектов и внимания до интуиции,
творческого мышления и
личности. Л. С. Выготский («Этюды по истории поведения», 1930) цитирует ставшие афоризмом слова
У.: «Природа наша возделываема. Сами фундаменты, хотя и медленно, необходимо должны изменяться
по мере роста все новых и новых условных связей». Глубокий смысл для психологии имеет и понятие
функционального органа, предложенное У. См. также Душа, Жизнь, Интуиция совести. (Б. М.)
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. learning activity).
1. В широком употреблении У. д. — довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д.
рассматривается как син. «научения», «учения»,
«обучения». Как основная нормативная деятельность в
учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте) У. д. — особая
форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и
преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и
умственных действий.
2. В теоретической концепции развивающего обучения (в школе ЭльконинаДавыдова. Ред.)
У. д. — один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими
Hosted by uCoz