Navigation bar
  Print document Start Previous page
 578 of 640 
Next page End  

психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж.
Локка,
который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как
продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний — выступал в виде
производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления —
материалистическое и идеалистическое.
Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм),
отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний,
стали понимать под «опытом» чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем
самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в.
Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических
свойств телесной организации человека.
Сложившаяся в середине XIX в. «опытная школа» в психологии несла печать двойственности,
поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание
психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством
самонаблюдения.
Исследования «опытной школы» подготовили переход от умозрительной трактовки
психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина «опыт» привела к
размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с
помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта,
сводимого ими к субъективным феноменам.
ЭНГРАММА (англ. engram)
— совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих
сохранение результатов воздействия действительности на человека. Э. — физиологическая основа
памяти.
Различаются 2 типа Э. с т. зр. их содержательной характеристики: образы — Э., структуры
которых отображают структуры воспринятых ранее объектов, и модели действий — Э., структуры
которых отображают программы действий. Между Э. может образовываться устойчивая ассоциативная
связь. Ср. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти. (Т. П. Зинченко.)
ЭНДОРФИНЫ см. Наркозависимость.
ЭНДОФАЗИЯ (англ. endophasia)
син. внутренней речи;
кроме того, может означать
выполнение движений губ, языка и челюстей, которые беззвучно имитируют речевые движения (см.
оральный праксис).
ЭНКЕФАЛИНЫ см. Наркозависимость, Информационные потребности.
ЭНТАСИС (греч. entasis
напряжение)
небольшое утолщение в середине ствола колонны
(дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и
устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.
ЭНТИМЕМЫ (англ. enthymeme;
от греч. «в уме», «в мыслях») — доводы, рассуждения, в
которых некоторые посылки или следствия не формулируются в явном виде. Во всех областях науки,
образования и повседневной жизни в ходе общения наряду с явно формулируемыми посылками типа:
A1 , A2 ..., A
p
=> B
(из A1
, A2
... и т. д. следует B)
используются посылки, подразумеваемые по умолчанию, как
очевидные: A
p+1
,... A
m
.
Такие логические построения не экзотика. Их использование практически неизбежно в ходе
любого рассуждения любого человека. Изъятие Э. (заполнение «провалов», «разрывностей» в ходе
мышления) ведет к огромному увеличению текста, появлению большого количества тривиальных
логических звеньев; это замедлило бы мышление и общение. Без существенного по объему
использования Э., по-видимому, становятся невозможными коммуникации как таковые. По крайней
мере, можно утверждать, что обмен информацией стал бы при этих условиях не только медленным и
скучным, но и чрезвычайно громоздким и трудно обозримым процессом.
Можно полагать, что в процессе общения (передачи информации) необходимым условием
является тождественность (или возможность перекодирования) исходных посылок (атомов знаний) и
способов рассуждений, используемых субъектами общения. В модельном плане это означает, что
условием нормального понимания информации является наличие одинакового для субъектов общения
подмножества неявных посылок (гипотез) рассуждения, подразумеваемых по умолчанию: A
p+1
,...
A
m
.
Равенство этих подмножеств, по-видимому, м. б. заменено на их эквивалентность (при условии наличия
одинаковых для субъектов общения правил преобразования одних видов посылок в др.).
Описывать полностью все общепринятые и хорошо известные слушателям посылки невозможно
и необязательно в любом достаточно длинном рассуждении. Существуют разные способы свертывания
рассуждений и достижения их обозримости (напр., с помощью символов и формул). Использование
любого свернутого описания подразумевает тождественность (или возможность отождествления) баз
Hosted by uCoz