Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 640 
Next page End  

мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у
животных и творческого мышления у человека Г.-п. неправомерно отрицала роль активности и
прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения
результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь»
складывающемся «психологическом поле».
В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира
человека, предложенную Г.-п., введя в нее «личностное измерение» (см. Временная перспектива,
Топологическая и векторная психология).
После прихода к власти нацистов Г.-п. как школа распалась в результате эмиграции большинства
ее членов. Идеи Г.-п. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма,
психологии
восприятия (школу «New Look»), когнитивной психологии,
системного подхода в науке, отдельных
направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии),
некоторых концепций
межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С.
Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое
отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане
сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.
С конца 1970-х гг. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается
определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. «Общества
гештальт-теории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.)
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (англ. gestalt therapy) направление психотерапии, развившееся во 2-
й пол. XX в., основывающееся на понятиях классической гештальт-психологии,
в частности, на
понятиях гештальта,
фигуры и фона и на теории поля К. Левина.
В то же время в Г.-т. можно найти
элементы самых разных психологических и философских течений — психоанализа, экзистенциализма,
психодрамы,
феноменологии, дзэн-буддизма и др. Создатель Г.-т. — амер. психиатр Фредерик (Фриц)
Перлз (Perls, 1893-1970). Он считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему,
включенную во взаимодействие с окружающим миром, причем сама психологическая жизнь человека
— это процесс образования гештальтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью
организма понимается в данном случае нераздельность и взаимопроникновение физической и
ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление
целого — его бытия. В норме бытие человека осуществляется «здесь и теперь», в контексте наличной
ситуации.
Невротическая личность в данном подходе — это человек, не способный жить в настоящем,
поскольку он несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В
результате, ему не хватает энергии для того, чтобы полностью осознавать и действовать в настоящем.
Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту сосредоточиться на том, что он
переживает «здесь и теперь», путем «замыкания» незавершенных гештальтов. Г.-т. также м. б.
соотнесена с феноменологией, т. к. предполагается, что описание происходящего «здесь и теперь»
важнее объяснения его причин. На основании описанных положений, по мнению гештальт-терапевтов,
развитие человека вплотную связано с расширением зон самоосознавания (self-awareness).
Развивая
самоосознавание, человек становится более самодостаточным, он может опереться на себя и более
полно взаимодействовать с миром. Основными препятствиями на пути к самоосознаванию Перлз
называет 4 типа невротических механизмов (4 типа нарушения контактной границы): интроекция,
проекция, слияние (конфлюэнция) и ретрофлексия. Позже к этому списку были добавлены механизмы
дефлексии и изоляции. (А. А. Корнеев.)
ГИНЕКОФИЛИЯ — см. Гомосексуализм.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit
hyperactivity disorder).
Син. синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.),
гипердинамический синдром. Г. д. проявляется не свойственными для нормального ребенка
невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью. Г. Вейс (Weiss, 1991)
считает наиболее характерными след. нарушения при Г. д.: неуместную избыточную активность,
дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной
деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности
обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку.
При этом общий уровень
интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые проявления Г. д. наблюдаются в
возрасте до 7 лет. Распространенность ее среди школьников составляет 3-5%, причем среди мальчиков
она встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.
Hosted by uCoz