Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 640 
Next page End  

Современная концепция Г. д. была сформулирована на основе представлений о минимальных
мозговых дисфункциях. Последний термин стал широко применяться в 1960-х гг. по отношению к детям
без выраженных интеллектуальных нарушений, но с различными легкими расстройствами поведения и
обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций ц. н. с., чаще резидуально-
органической природы. Позднее стало очевидным, что эти дисфункции нельзя рассматривать в качестве
единой диагностической формы в связи с широким многообразием их проявлений и причинных
факторов. Поэтому в 1980-е гг. как одну из самостоятельных форм выделили Г. д. Большое влияние на
развитие представлений о Г. д. оказали работы В. Дугласа (Douglas), в которых было показано, что
основной дефект у этих больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания
и тормозящего контроля.
Причины Г. д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического
поражения ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой
травмы)
удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г. д.
принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние
воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции
нейромедиаторных систем мозга.
В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо
учитывать то, что Г. д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на
психотравмирующие ситуации, неврозами,
астено-невротическим синдромом при заболеваниях
внутренних органов, психопатиями,
гипоманией, задержками психического развития, аутизмом,
шизофренией и др. Г. д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому
возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями
темперамента ребенка. См. Внимания нарушения. (Н. Н. Заваденко.)
ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ —
см. Комплексы неполноценности и превосходства,
Работоспособность человека.
ГИПЕРМНЕЗИЯ (англ. hypermnesia)
усиление памяти.
Г., как правило, носит врожденный
характер и заключается в способности запоминать информацию (наглядную, символическую) в
большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и
прочности запоминания установить не удается. См. Память феноменальная.
ГИПЕРПАТИЯ (от греч. hyper над, сверх + pathos страдание) болезненное повышение
протопатической чувствительности,
когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и др.
неприятные ощущения (зуд, тяжесть и т. п.). Частный случай Г. — гипералгезия — появление болевых
ощущений в ответ на нормальные раздражения.
ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) термин, введенный в 1960-х гг. для обозначения комбинации
текста на естественном языке с возможностями компьютера осуществлять переход к различным кускам
(порциям) информации. Идеология гипертекстовой среды, вероятно, была впервые предложена еще в
«докомпьютерную эпоху» в статье В. Буша «Как мы, возможно, думаем» (1945). Анализируя работу
мозга и процессы мышления, Буш предложил при хранении информации в вычислительной машине
использовать ассоциативные связи между отдельными документами и их фрагментами. В этой же
работе рассмотрены возможности коллективной работы людей над одним и тем же документом и
предложен способ «закладок», т. е. способ сохранения цепей ассоциативных ссылок и соответствующих
замечаний отдельных исследователей. Сегодняшняя гипертекстовая система реализует способ хранения
и манипулирования информацией, при котором эта информация хранится в виде сети связанных между
собой узлов. В самом простом варианте узел определяется как некоторое окошко вокруг ключевого
слова. Размер окошка может регулироваться, напр., путем определения количества строк относительно
ключевого слова. При этом, в принципе, каждый пользователь может организовывать свою
собственную сеть, основанную на его личных ассоциациях и интересах. Такая идеология
гипертекстовых сред делает их построение аналогичным структуре семантических сетей.
Технология установления связей, как правило, закладывается разработчиком, но указание на то,
от какого узла к какому следует перейти, делает сам пользователь. В стандартном режиме допускается
прямое указание имени узла, напр., путем использования ключевых (ссылочных) слов, заранее
выбранных автором исходного Г. В качестве ссылочных элементов могут использоваться не только
ключевые слова, но и любые фрагменты текста или графики, такие как часть рисунка, пиктограмма. Эти
элементы выделяются цветом, шрифтом или любым др. способом. Выбор пользователем такого
элемента вызывает на экран содержимое связанного с ним блока информации (рис. 1).
Hosted by uCoz