Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 302 
Next page End  

представить (ср. с. 135 и сл.). В качестве иллюстрации приведу три примера.
1. Расскажу сперва об испытуемом (взрослом), который действовал в
значительной степени в соответствии с классическими положениями
традиционной логики. Он сказал: «Посмотрим, какими общими положениями я
располагаю». Спустя некоторое время он стал выписывать истинные равенства:
Рис. 62
a+b=180°
a+d=180°
b+c=180°
c+d=180°
a+b+c+d=360°
(a+b)-(c+d)=0
Затем он начал производить перестановки, комбинировать равенства
парами, складывать их, вычитать, следя за
133
тем, не выйдет ли из этого чего-нибудь. Наконец он пришел к равенству b = d,
но и не подумал остановиться здесь и продолжал свои действия, пока не
получил а = с.
Эти действия были похожи на ответ, который один композитор дал
любопытному посетителю, пожелавшему знать, как тот сочиняет свои
мелодии. Композитор, утомленный посетителем, сказал: «О, это очень просто:
я беру несколько нот и по-разному их комбинирую».
2. Вот отличный пример осмысленно развивающегося процесса.
Испытуемый, к счастью, мыслил вслух (временами бормотал). Сожалею, что я
не могу хорошо описать изменения в выражении его лица и голоса в ходе
работы. 
Глядя на чертеж, он медленно сказал: «Итак, это не отдельные углы,
относительное положение которых произвольно». Когда его спросили, что он
имел в виду, он нарисовал:
                             
Рис. 62А  
                    Рис. 62Б
«Они не похожи на такие углы. Они являются соответственными частями
фигуры. Видно, что прямые линии пересекаются. Эта прямизна линий должна
быть как-то связана с равенством углов!.. Прямизна в терминах углов означает
180°…» Тогда он начертил:
Hosted by uCoz