Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 302 
Next page End  

ГЛАВА  6
Обучение арифметике¹
В «Психологии арифметики» ² Торндайка мы находим ярко выраженную
позицию. «Рассуждение кардинально не отличается от привычки, оно
представляет собой совместную организацию и кооперацию многих привычек
и мыслимых фактов. Рассуждение не отрицает привычных связей, напротив,
использует многие из них, особенно тесно связанные с трудно уловимыми
элементами ситуации. Отбор и оценку осуществляет не какая-то внешняя сила,
а сам запас усвоенных учеником связей, имеющих отношение к проблеме» (с.
193—194). И «успешные реакции на новые данные, ассоциации по сходству и
целенаправленное поведение только кажутся противоположностью
фундаментальным законам ассоциативного научения. В действительности они
являются прекрасными примерами такого научения» (с. 191).
Читая 192-ю страницу этой книги, я был чрезвычайно поражен описанием
того, каким образом можно запутать детей при выполнении арифметических
заданий. Речь идет о детях, которым, после того как они овладели сложением и
вычитанием однозначных и двузначных чисел, предлагаются следующие
примеры:
:
Умножь         Умножь         Умножь
32
43
34
  23
22
        26
Торндайк пишет, что «они будут складывать числа, или вычитать нижнее
число из верхнего, или умножать 3X2 и 2X3 и т. д., получая 66, 86 и 624...».
Конечно, все мы встречали детей, которые будут решать задачи таким
1
Эта глава также не вошла в первое издание книги. См. прим. Майкла Вертгеймера, с. 180.
2
Thorndike E. L. The psychology of arithmetic. New York, Macmillan, 1922.
188
образом. Но не являются ли эти дети несчастными жертвами бессмысленных
упражнений? И разве мы не знаем детей, которые откажутся проделывать эти
бессмысленные операции и скажут: «Я не могу это сделать»?
Очень часто ребенок, выполняющий такие бессмысленные действия,
неуверенно смотрит на учителя, стараясь по выражению его лица угадать
правильный ответ; его установку можно выразить словами: «Что скажет учи-
тель». Это происходит обычно в тех случаях, когда учитель просто дает
задание, сообщая, какой ответ является правильным, а какой — неправильным.
Но если учитель не говорит, подобно deux ex machina: «Это правильно, а это
Hosted by uCoz