Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 302 
Next page End  

других случаях; они могут осуществляться в отдельном конкретном случае,
если рассматривать его структурно, осмысленно. Это, конечно, не
обеспечивает фактическую универсальность, но часто приводит к
осмысленному пониманию и подлинному открытию существенных признаков,
в отличие от действий, основанных на слепом обобщении общих признаков,
присущих большинству или всем случаям. И это также предполагает
возможность структурно осмысленного переноса (см. пункт 4), ведущего к
пониманию общности и универсальности. Но те или иные фазы решения не
обязательны при рассмотрении многих случаев и констатации их общих черт.
27. Обнаружив, что обычных понятий недостаточно, некоторые теоретики
пришли к заключению, что мышление становится продуктивным в результате
использования принципа отношений. Конечно, понимание отношений играет
важную роль в мышлении, но это утверждение само по себе не служит
объяснением главного вопроса,
71
не является его решением. Ибо трудности, с которыми мы столкнулись при
анализе элементов, снова возникают и в связи с отношениями. Понимание
любых отношений, даже если они установлены правильно, не является ре-
шающим; важно, чтобы эти отношения были структурно необходимы, чтобы
они возникали, рассматривались и использовались как части с точки зрения их
функции в структуре целого. И это в равной степени относится ко всем
операциям традиционной логики и ассоциативной теории, таким, как
обобщение, абстрагирование и т. д., если они применяются в реальных
процессах мышления.
Между прочим, бессмысленные и безуспешные процедуры предполагают не
меньше отношений, чем продуктивные.
28. Согласно другому современному подходу, можно рассуждать так:
«Подчеркиваемое вами различие между бессмысленными и хорошими
примерами является в действительности элементарным и означает только то,
что в случаях, которые вы называете бессмысленными, мы используем такие
средства, шаги и операции, о которых заранее неизвестно, что они увенчаются
успехом. Тогда как в случае действий, которые вы называете разумными, мне
это известно по прошлому опыту. Я, например, заранее знаю, что если
некоторое количество разделено на одинаковые части, то я могу
воспользоваться известным мне приемом умножения. Здесь я использую
средства, которые связаны с результатами предшествующих упражнений.
Hosted by uCoz