Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 302 
Next page End  

независимо от их внутренней связи и структурных характеристик.
В таких процессах мышления важную роль играют также и другие факторы
нашего опыта. Установки формируются у нас при столкновении с
проблемными ситуациями; опыт достижений или только неудач, установка на
рассмотрение объективных структурных требований ситуации, действия не по
собственному произволу, а в соответствии с требованиями ситуации,
непредубежденный подход к задаче, уверенность и смелость — вот что
характеризует реальное поведение, увеличение или уменьшение нашего
жизненного опыта.
Таким образом, это проблемы личности, структуры личности, особенностей
взаимодействия индивида и его окружения. В связи с этим следует понять
структуру социальной ситуации, ту социальную атмосферу, в которой
находится индивид, ту «философию жизни», которая формируется в процессе
поведения ребенка или взрослого в его окружении; отношение к объектам и
проблемным ситуациям очень сильно зависит от этих факторов. Так, со-
циальная атмосфера, царящая в классе, оказывает значительное влияние на
формирование подлинного мышления. Для решения такого рода проблем
иногда полезнее создать правильное настроение в классе, вместо того чтобы
навязывать субъекту определенные операции пли механические упражнения.
Поставив перед собой цель понять некоторые фундаментальные вопросы,
мы ограничили рамки нашего обсуждения. Мы смогли это сделать благодаря
тому, что занимались относительно замкнутой областью. Но если мы
действительно хотим понять, как достигается (или не достигается) решение, то
мы должны рассмотреть значительно более широкое поле. Тогда возникает
вопрос об организации более широкого поля, в котором происходя-
1
Wertheimer M. Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt, II.-"Psychologische Forschung",
1923, Vol. IV, S. 336, 349. см. также: Ellis W. D. Op. cit., selection 5; Beardslее
D. С, and
Wertheimer M. Op. cit., p. 115—135.
95
щее событие является только частью ¹ личностного, социального,
исторического поля. Что касается последнего, то наше поколение стоит на
плечах мыслителей прошло-то. Это задачи большого масштаба. Сожалею, что
здесь я не могу заняться этими вопросами вплотную. Во всех этих сферах не
меньше структурных проблем, чем в наших скромных примерах. В этом
направлении уже кое-что сделано, но необходимо сделать еще больше.
Все еще встречаются психологи, которые, совершенно не понимая
гештальттеорию, считают, что она недооценивает роль прошлого опыта.
Hosted by uCoz