Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 541 
Next page End  

развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует
латинское понятие pater — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на
Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом
являются не только кровнородственные отношения, для
которых характерны положительные
психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность»,
«божественность» самого контакта врача и больного. Неудивительно, что основным моральным
принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или
«твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — это организованное осуществление добра.
Парацельс писал: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и
освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь». Под
влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как
дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома». Считается, что христианское
понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял
выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую
любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия
и утверждал, что
успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит,
излечивается лучше». Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно
подчеркивалась выдающимися врачами прошлого, еще в VIII в. Абу-ль-Фарадж писал: «Нас трое — ты,
болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты
будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».
В конце XIX — начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав
либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса
являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и
пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность
врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть
безупречным, особенно в нравственном отношении». Фрейд писал не только о «безупречности» как
теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях
природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия
поведения врача тем или иным нормативам этических требований.
Деонтологическая модель. Впервые термин «деонтология» («deontos» должное, «logos»
учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге,
моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в
той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные
взаимовлияния и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача
определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или
«деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга». Основой деонтологии
является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы
относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое
высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».
Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для
обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая
была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой.
Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение,
соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по
помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология
включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье
больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их
родственниками. Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между
врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской
медицинской ассоциации (JAMA, 1992, ¹ 2):
— интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
— интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться
неэтичной;
— вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу
обучения всех медицинских работников;
— врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.
Hosted by uCoz