Navigation bar
  Print document Start Previous page
 468 of 541 
Next page End  

поддаются инструментальной фиксации и их анализ строится на материале наблюдений за поведением
человека (например, за количеством незавершенных действий, соотнесением намерений с
результатами). Необходимо иметь в виду, что при изучении данного компонента психической
деятельности, взаимопроникающие расстройств памяти и расстройства внимания плохо
дифференцируются друг от друга.
Воспроизведение запомненного материала может сопровождаться феноменами, дающими
экспериментатору дополнительную информацию о степени и характере поражения мозга. К их числу
относятся персеверации, замены забытых элементов по внешнему (в том числе акустическому) сходству
или по смысловой близости, трудности воспроизведения последовательностей. Исследования
непроизвольной памяти, роль и значение которой особенно высоки в детском возрасте, для
формализованной оценки требуют более тонкой организации диагностического эксперимента, одним из
разновидностей которого является такой, когда воспроизвести испытуемому предлагается не тот
фрагмент стимульного материала, который оговаривался в инструкции.
Внимание. Самыми распространенными методами исследования внимания, принятыми как в
общей психологии, так и в нейропсихологии, являются две бланковые методики: счет по Крепелину
(сложение пар вертикально расположенных цифр, принципиальная возможность которого должна быть
подтверждена сохранностью калькуляционных функций) и разные варианты корректурных проб — с
разорванными в разных направлениях кольцами Ландольдта, цифрами, буквами, геометрическими
фигурами или профильными фигурками животных (для детей). Общими для них является однообразие
выполняемых операций, способное относительно быстро вызывать утомление и провоцировать
отвлечения на посторонние раздражители, а в некоторых случаях и проявления астенизации.
Исследованные с их помощью темп работы, колебания устойчивости, снижение объема и нарушения
переключаемости внимания позволяют получить общую картину рассматриваемого психического
процесса, выраженную в количественных критериях. Ценную информацию несут в себе кривые
продуктивности, которые можно построить для произвольно заданных временных отрезков работы с
методиками (обычно 30 или 60 с).
Таблицы Шульте («отыскивание чисел») представляют более сложную по затребованным
психическим процессам методику. В ней, помимо внимания, играет роль характер сенсомоторных
реакций и ориентировочно-поисковых движений взора, функциональное исполнение которых требует
согласованной работы многих зон мозга. Поэтому, кроме формальной фиксации времени работы с
каждой таблицей и числа допускаемых ошибок, от экспериментатора требуется собственное
внимательное наблюдение за стилем работы больного с методикой — наличием неожиданных пауз,
эмоциональными реакциями, возможностями улучшения деятельности с помощью громкой речи, а
также учет внешних мотивов или отсутствие таковых.
Для анализа модально-специфических нарушений внимания, отличающихся от гностических
расстройств, традиционно используются пробы с двойной стимуляцией, то есть одновременным
предъявлением двух зрительных, двух слуховых или двух тактильных стимулов (Хомская), при этом
один из стимулов игнорируется, чего не происходит при сукцессивном их предъявлении.
В последние годы среди методов исследования внимания определенное место начали занимать
их компьютерные варианты, расширяющие возможности предъявления стимулов и приравнивающие
процедуру эксперимента к аппаратурной.
Эмоции. Инструментальное исследование эмоций на психологическом уровне ввиду
исключительной субъективности является одной из наиболее сложных диагностических процедур. Как
правило, предметом исследования является адекватность эмоционального реагирования на
небезразличные стимулы, хорошо дифференцируемые по знаку здоровыми испытуемыми. В качестве
непосредственного материала, предъявляемого больным, могут быть фотографии или рисунки лиц с
положительной или отрицательной мимикой, сюжетные картинки, в которых присутствует известный
аффективный фон или в которых эмоциональные роли персонажей достаточно определены.
Источником оценки эмоциональной адекватности могут стать и стимульные материалы проективных
процедур, например, Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ). Кроме вербальной характеристики
изображенных эмоций, испытуемому может быть предложено идентифицировать свое состояние с
одним из персонажей или портретов. В некоторых исследовательских работах, посвященных
нейропсихологии эмоции, используется показатель времени реагирования на эмоционально значимые
слова какой-либо ассоциацией или продуктивность запоминания эмоционально значимых слов.
Специальное направление в диагностике эмоций представляют дифференцировочные приемы,
позволяющие уточнять связь нарушений аффективного реагирования с латерализацией очага поражения
Hosted by uCoz