Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 541 
Next page End  

сознания.
Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится
единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области
социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать
идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд
публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных
наук — психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог
Вагнер, невропатолог и психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог Войтоловский. Этот период
характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и
методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-
психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский).
Следует особенно отметить труды Бехтерева, проявлявшего интерес к разработке вопросов
социальной психологии еще в конце прошлого века, когда он обратился к анализу роли внушения в
общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении
психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии.
Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним
условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он
представил наиболее полно в книге «Коллективная рефлексология». Здесь Бехтерев дает
характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов,
правда, использует этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических
явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности
последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно,
что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за
«механистический материализм». Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов
коллектива, Бехтерев первым в отечественной социальной психологии обратился к эксперименту.
Задача экспериментов, проведенных им совместно с Ланге, состояла в том, чтобы сравнить
характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях
групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных
данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов.
Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов
психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа
может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время
тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г.,
получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной
психологии.
Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые
рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Аркин,
Беляев и др.). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления
организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начинались поиски методов социальной психологии.
Однако период конца 20-х — начала 30-х гг. характеризуется свертыванием и затем полным
прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось
обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников
была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и
человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет
никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения
господствовала в СССР почти тридцать лет — до конца 1950-х гг. В Большой Советской Энциклопедии
хорошо представлено сложившееся к этому времени официальное отношение к социальной психологии.
В 1957 г. она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет
исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением».
Таким образом, период начала 30-х — конца 50-х гг. не без основания можно считать временем
перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Достойны упоминания лишь труды
педагога и писателя Макаренко, в течение 15 лет руководившего организациями по перевоспитанию
несовершеннолетних правонарушителей. Практическая деятельность Макаренко послужила основой
для его «теории и методики коммунистического воспитания в коллективе». Главной целью советского
воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над
личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».
Hosted by uCoz