Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 490 
Next page End  

ХVI века не применяли туманных определений типа “значительные финансовые ресурсы”,
они искали реалистичную меру. Для реалистического сознания выделяемые из бюджета РФ
средства являются именно незначительными .
Историк Ф.Бродель пишет о контроле за ценами в ХVI веке: “Все это было
чрезвычайно обременительно, но ни один город не мог избежать подобных тяжелых
расходов. В Венеции огромные потери списывались со счетов хлебной палаты, которая
должна была, с одной стороны, поощрять крупными выплатами купцов, а с другой –
продавать приобретенные таким образом хлеб и муку ниже себестоимости”.
Каков же размер государственных дотаций, которые реально воздействуют на
ценообразование на рынке продовольствия? В среднем по 20 развитым странам (они входят в
ОЭСР) это половина расходов населения на питание
. В США в 2000 г. это составило
около 100 млрд. долл. А в отдельных странах (например, Японии) дотации в иные годы
составляют 80% расходов населения на питание. Только при таком участии государства и
рынок может быть свободным, и рост цен под контролем. А в РФ эти дотации составляют
2,4% расходов населения на питание – и президент В.В.Путин считает социальные
обязательства государства избыточными!
И вот результативность мер по борьбе с бедностью и государственному регулированию
цен в РФ, сообщение из Красноярска в феврале 2004 г.: “Из-за недавнего повышения цен на
хлеб в Красноярске в отделах соцзащиты, где продают буханки по льготной цене,
выстраиваются огромные очереди. К местам продажи хлеба пенсионеры приходят к
половине шестого утра”.
В качестве заключения к этой главе можно указать, что тяжелая неспособность
взвешивать явления видна в обычных рассуждениях о нынешнем экономическом кризисе в
РФ. Многие не желают видеть фундаментальных ошибок в доктрине реформы и уповают на
чудесный эффект мелких уловок. Спорят о собираемости налогов, о ценах на нефть и
получении “природной ренты” с олигархов, – и боятся определить порядок величин. Боятся
или не могут провести ясное сравнение масштаба этих источников средств с теми потерями,
что понесло хозяйство за годы реформы. А ведь эти потери надо возместить. И оказывается,
что по сравнению с теми средствами, которые Россия потеряла из-за разрушения
производства, все эти источники – крохи.
За 15 лет подорваны основы всей производственной базы страны. Так, в течение целой
декады капиталовложения в село были примерно раз в 100 меньше, чем были в 1988 г., а
ведь то, что вкладывалось тогда, лишь поддерживало производство с небольшим ростом.
Утрачивает плодородие почва без удобрений, добита техника, вырезано более половины
скота. За годы реформы село недополучило почти миллион тракторов. Значит, только чтобы
восстановить уровень 80-х годов, нужно порядка 20 млрд. долларов. Только на тракторы! И
ведь тогда восстановится база, на которой стояли колхозы, а фермерам, по
среднеевропейским нормам, тракторов нужно в десять раз больше. Значит, 200 млрд.
долларов потребуется только для создания тракторного парка “западного типа”.
А чтобы вернуть удобрения на нашу землю? А восстановить практически
ликвидированное высокопородное стадо скота, парк комбайнов и грузовиков? А вновь
закупить весь морской флот и возместить обветшавший жилой фонд? А починить
трубопроводы, который десять лет не ремонтировались? А вновь построить почти
полностью изношенные промышленность и электростанции? Огромные средства надо
вложить, чтобы восстановить качество рабочей силы – причем не только обучить большие
контингенты молодежи, но и довести питание людей до минимального уровня, которого
требует современное производство.
Почему же интеллигентный человек не сделает в уме расчет средств, необходимых для
того, чтобы в рамках этой “рыночной экономики” вывести Россию хотя бы на стартовую
позицию для экономического роста? На слушаниях в Госдуме в июне 2000 г. обсуждалась
возможная стоимость восстановительной программы. Там было сказано: “для создания
современной производственной базы запуска производства потребуется не менее 2
Hosted by uCoz