Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 537 
Next page End  

алкоголизм, мания, меланхолия, мономания и парез (АРА, 1994), термины, которые в наши дни
практически вышли из употребления.
Однако психические заболевания включались в тот же справочник наряду с другими серьезными
заболеваниями вплоть до 1948 г., когда в шестом издании международной классификации заболеваний
Всемирной организации здравоохранения (ICD) впервые был добавлен раздел психических заболеваний
(АРА, 1994; Clementz & Iacono, 1993). Так начался медленный процесс официального признания
распространения и значимости психических нарушений.
Поскольку эта ранняя попытка системы ICD классифицировать психические нарушения
воспринималась неадекватно, Американская психиатрическая ассоциация в 1952 г. разработала свое
собственное Диагностическое и статистическое руководство (DSM-I) (АРА, 1952), а в 1968 г.
переработала его (DSM-II) (АРА, 1968). Эти первые попытки АРА не имели большого успеха, но они
положили начало длительному этапу работы в целях улучшения классификации психических
нарушений, который продолжается до сих пор. К сожалению, о детях и подростках в ранних версиях
DSM практически ничего не говорилось, большинство детских нарушений приписывались взрослым
категориям, за исключением умственного отставания и детской шизофрении (Cass & Thomas, 1979).
Как официальная классификационная система, DSM-III (АРА, 1980) значительно продвинулась
по сравнению с прежними изданиями. Клинические описания были заменены точными критериями, что,
в свою очередь, способствовало повышению диагностической надежности (Achenbach, 1985; АРА,
1980). Вдобавок, DSM-III включала больше детских категорий, адаптировала многоосевую систему (см.
основной текст) и делала больший акцент на эмпирической информации (Achenbach, 1985). Эти
изменения отразили начало концептуального сдвига, как в диагностических системах, так и в
этиологических моделях в сторону от изолированного фокуса на заболевание, как существующее
только внутри ребенка, к повышенному вниманию к окружающему контексту, в котором возникла
проблема.
DSM-III в 1987
г. перерабатывается (DSM-III-R), предпринимается попытка прояснить
двусмысленности и избавиться от многочисленных несоответствий, замеченных при использовании
классификации. DSM-III-R создавался также как прототип классификационной системы, посредством
которой диагноз ребенку можно было поставить в соответствии с выявленными у него симптомами, без
необходимости отвечать всем критериям. Это было важной переменой, особенно ввиду
неоднородности, связанной с большинством психических нарушений детского и подросткового
возраста (Mash & Terdal, 1997). С другой стороны, это означает также, что индивиды с одним и тем же
диагнозом могут обнаруживать разные паттерны симптомов (Widiger, 1993).
---
DSM-IV-TR. DSM-IV-TR (TR означает «переработка текста») (АРА, 2000) включает в себя те же
диагностические критерии, что и DSM-IV (АРА, 1994), а также корректирует текстовую информацию и
формулировки, чтобы отразить новую информацию и открытия, появившиеся уже после 1994 г., когда
впервые была введена система DSM-IV. DSM-IV-TR является многоосевой системой, которая состоит
из пяти осей. Многоосевая система — это классификационная система, которая включает несколько
областей (осей) знаний о предмете, и может помочь практикующему врачу при планировании лечения
заболевания. Другими словами, оси служат для добавления контекста и подробностей к описанию
конкретных обстоятельств индивидуума, организуя и сообщая клиническую информацию, охватывая
сложность клинических ситуаций и описывая неоднородность индивидов с одним и тем же диагнозом.
Эти пять осей следующие (АРА, 2000):
Ось I. Клинические расстройства.
Другие состояния, которые могут быть в фокусе клинического внимания.
Ось II. Личностные нарушения.
Умственная отсталость.
Ось III. Общее физическое состояние.
Ось IV. Психосоциальные проблемы и проблемы окружающей среды.
Ось V. Общая оценка функционирования.
Ось I позволяет диагностировать различные клинические расстройства или состояния, за
исключением умственного отставания и расстройств личности (которые приписываются оси II,
поскольку полагается, что они стабильны). Диагностические категории оси I, применимые к младенцам,
детям и подросткам, показаны в табл. 4.6. Подробно они будут обсуждаться в последующих главах. В
отношении нарушений, перечисленных в табл. 4.6, традиционно считалось, что они первоначально
Hosted by uCoz