Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 537 
Next page End  

нарушается социальное взаимодействие со сверстниками. Лечение таких детей обычно направлено на
то, чтобы ребенок как можно быстрее возобновил школьные занятия и свою обычную деятельность
(Chorpita, Albano, Heimberg & Barlow, 1996; G. Last, Hansen & Franco, 1998). Кроме того, при лечении
необходимо учитывать причины, по которым сформировались поведенческие паттерны отказа от
посещения школы, и то, какие специфические функции эти паттерны выполняют (J.G. Elliot, 1999,
Kearney & Silverman, 1995). В лечении с некоторым успехом применяются методы когнитивной
бихевиоральной терапии отдельно или в сочетании с медикаментозными методами с использованием
антидепрессантов (Bernstein et al., 2000; King, Tonge, Heyne & Ollendick, 2000).
Тестовая тревожность. Большинство из нас в той или иной степени испытывало тревогу во
время сдачи экзаменов и прохождении тестов. Представьте себе, что вы делаете важную
экзаменационную работу и выполнили ее лишь наполовину, и в этот момент другая студентка встает,
уверенно идет к комиссии и вручает ей свои бумаги. Как вы отреагируете? Вы можете подумать: «Она
попросту не могла написать правильные ответы на эти вопросы так быстро», и продолжаете писать
свою работу. Если вы реагируете таким образом, вероятно, у вас нет тестовой тревожности. Однако вы
можете подумать: «О, нет. Она уже все сделала, а я только начал. Должно быть, я просто тупица, если
так долго сижу над этим. Я не уложусь в отпущенное время». Вы можете так сильно разволноваться,
что ваше сердце начнет биться быстрее, руки повлажнеют, а мысли спутаются. В таком состоянии очень
трудно думать, а тем более — продолжать выполнять задание. Если вы реагируете таким образом, вы,
должно быть, страдаете тестовой тревожностью. Тестовая тревожность — это сильные переживания,
связанные с появлением ярко выраженных соматических, когнитивных и поведенческих симптомов
тревоги в ситуациях прохождения теста, что обычно сказывается на его результатах.
Тестовая тревожность является распространенной проблемой, с которой сталкивается около 50%
детей и подростков (N. J. King, Ollendick & Gullone, 1991b). Поскольку тестовая тревожность, как
правило, отражается на результатах теста, неудивительно, что академическая успеваемость детей с
тестовой тревожностью значительно ниже, чем успеваемость их одноклассников, не имеющих этой
проблемы. К тому же дети с тестовой тревожностью считают, что они некомпетентны в когнитивной и
социальной сферах. Они имеют низкую самооценку, значительно чаще, чем другие дети, волнуются, и в
некоторых случаях испытывают тревожность, не связанную с прохождением тестов и сдачей экзаменов
(Beidel & Turner, 1988; В.G. Turner, Beidel, Hughes & Turner, 1993).
Дети и подростки с тестовой тревожностью часто сообщают о страхе быть негативно оцененным
во время прохождения теста (например: «Мой учитель подумает, что я тупой»). У многих детей этот
страх не ограничивается ситуацией теста и возникает при обстоятельствах, которые не связаны с
обучением. Например, около половины детей с тестовой тревожностью также страдают
генерализованным тревожным расстройством или социофобией. Это позволяет предположить, что
многие испытывают общий страх критической оценки. В более редких случаях тестовая тревожность
может отражать специфическую фобию, возникающую при прохождении тестов, или быть связана со
страхом разлуки с родителями. Таким образом, хотя тестовая тревожность не является расстройством,
входящим в Руководство DSM, многие дети, у которых она обнаруживается, имеют симптомы
тревожных расстройств, определенных Руководством DSM. Однако, поскольку значительному числу
таких детей невозможно поставить диагноз какого-либо расстройства, определенного Руководством
DSM, тестовая тревожность, видимо, является сложной проблемой, имеющей различные причины и
последствия (Beidel & Turner, 1988). Для того чтобы помочь детям справиться с тестовой тревожностью,
используются комбинации различных подходов, включая систематическую десенсибилизацию
(восстановление нормального психического состояния и душевного равновесия), когнитивную
реструктуризацию и обучающие методы, такие как тренинг учебных навыков и моделирование
тестовых ситуаций (Beidel & Turner & Taylor-Ferreira, 1999).
Итоги раздела
- Дети, страдающие тревожным расстройством в связи с разлукой, испытывают не
соответствующую их возрасту, оказывающую негативное воздействие на поведение чрезмерную
тревогу, связанную с возможностью разлуки со своими родителями или с нахождением вне дома.
- Тревожное расстройство в связи с разлукой является наиболее распространенным тревожным
расстройством в детском возрасте и возникает у 10% детей. Среди тревожных расстройств, с которыми
дети направляются к терапевту, тревожное расстройство в связи с разлукой возникает наиболее рано.
Также по поводу этого расстройства чаще, чем по поводу других расстройств, обращаются за
Hosted by uCoz