Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 537 
Next page End  

застенчивую и обеспокоенную девочку (Leonard & Dow, 1995).
Дети, страдающие избирательным мутизмом, не разговаривают в специфических социальных
ситуациях, хотя могут громко и свободно разговаривать дома или в других условиях. Хотя
избирательный мутизм в Руководстве DSM в настоящее время относится к группе «другие расстройства
детского возраста», недавние исследования позволяют предположить, что он имеет много общего с
тревожными расстройствами (Leonardx & Dow, 1995). Например, у 90% маленьких детей с
избирательным мутизмом наблюдаются симптомы социофобии (Black & Uhde, 1995). Хотя результаты
исследований не позволяют делать окончательных выводов, можно предположить, что избирательный
мутизм скорее является разновидностью социофобии, а не самостоятельным расстройством (Anstendig,
1999; Dummit et al, 1997).
Итоги раздела
- Дети с социофобией боятся стать объектом пристального внимания или подвергнуться оценке
со стороны окружающих; они опасаются совершить нечто такое, что может вызвать насмешку у других
людей.
- Социофобии возникают у 1-3% детей, несколько чаще у девочек, чем у мальчиков.
- Как правило, социофобии формируются после начала пубертатного периода, когда
большинство подростков становятся стеснительными и начинают сильно беспокоиться о том, что
подумают о них другие люди.
- Дети, страдающие избирательным мутизмом, не разговаривают в специфических социальных
ситуациях, хотя могут громко и свободно говорить дома или в иных условиях.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Пол: Я должен правильно войти в комнату.
Практически ежечасно шестнадцатилетнего Пола можно увидеть в дверном проеме, чуть
покачивающегося вперед и назад и устремившего взгляд на угол дверной коробки. «Что ты делаешь?»
— спрашивает санитар. «Я застрял, — шепчет Пол, не оборачиваясь. — Я должен проделать это еще
раз, чтобы все было правильно: я должен сделать это особым способом». «Сделать что?» —
спрашивает санитар, «Правильно пройти в дверь», — отвечает Пол (Rapoport, 1989).
Пол страдает обсессивно-компульсивным расстройством, для которого характерно появление
навязчивых мыслей и паттернов ритуального поведения. Дети и подростки с обсессивно-
компульсивным расстройством переживают повторяющиеся, отнимающие время (более часа в день) и
мешающие их жизни обсессии и компульсии (Piacentini & Bergman, 2000). Обсессии — это стойкие,
навязчивые и иррациональные мысли, идеи, импульсы или образы. Описание большинством детей
своих обсессии во многом похоже на описание беспокойства. Однако обсессии представляют собой
нечто большее, чем просто усиленное беспокойство о повседневных проблемах, связанных с
домашними обязанностями или мыслями о популярности. Обсессивные мысли иррациональны, а
импульсы чрезмерно интенсивны, они сфокусированы на невероятных или нереальных событиях или на
сильно преувеличенных событиях реальной жизни. Дети с обсессивно-компульсивным расстройством
могут жаловаться на то, что постоянно «слышат» возникающие в голове стихи или песни, или боятся
заболеть опасной болезнью — например раком, или же опасаются, что на них нападет злоумышленник.
Наиболее распространенные обсессии у детей и подростков связаны с боязнью заражения, боязнью
причинить вред себе или другим, заботами о симметричности, а также с сексуальной, соматической и
религиозной озабоченностью (В. Geller et al, 1998). Поскольку эти и другие обсессии создают
значительную тревогу и причиняют страдания, дети с обсессивно-компульсивным расстройством
прилагают большие усилия, пытаясь нейтрализовать их с помощью навязчивых действий, так
называемых компульсии (Henin & Kendall, 1997).
Навязчивые действия (компульсии) повторяющиеся, имеющие большое субъективное
значение, преднамеренные действия (например мытье рук) или мыслительные процессы (например
повторение «про себя» каких-либо слов), возникающие в качестве реакции на обсессии. Например, в
результате обсессии, связанной с микробами, у ребенка с обсессивно-компульсивным расстройством
Hosted by uCoz