Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 537 
Next page End  

информации (Daleiden & Vascy, 1997).
Интеллектуальный уровень и успеваемость. Дети с тревожными расстройствами, как правило,
обладают нормальным интеллектом. Существуют доказательства сильной связи между тревожностью и
уровнем интеллектуального развития. Чрезмерная тревожность может вызывать нарушения
когнитивных функций, связанных с памятью, вниманием, языком и речью. Высокий уровень
тревожности может мешать академической успеваемости. Результаты одного исследования показывают,
что тревожность в первом классе предопределяет тревожность в пятом классе, которая заметно влияет
на успеваемость пятиклассника (Ialongo, Edelsohn, Werthamer-Larsson, Crockett & Kellam, 1995).
Тревожность может приводить не только к пропускам занятий, но и мешать решению когнитивных
задач, например при прохождении теста или при выполнении задания по математике.
Избирательное внимание. Дети, страдающие тревожными расстройствами, особенно
внимательны к той информации, которая может быть связана с потенциальной опасностью. Такая
избирательность внимания называется «тревожной бдительностью», или «сверхбдительностью» (Vasey,
El-Hag & Daleiden, 1996). Сверхбдительность дает ребенку возможность избегать потенциально
опасных событий, обеспечивая раннее разпознавание опасности с минимальными усилиями, которые не
повышают уровень тревожности. Хотя некоторое время сверхбдительность может приносить пользу, в
итоге она дает негативный эффект, сохраняя и увеличивая тревожность и затрудняя процессы
обработки информации и процессы управления стрессом, которые необходимы для осознания того, что
многие потенциально угрожающие события в конечном счете не так уж и опасны (Vasey et al., 1996).
Когнитивные искажения и ошибки. Столкнувшись с прямой угрозой, тревожные дети, как и
дети с нормальным уровнем тревожности, обычно ищут подтверждения информации об опасности и
преуменьшают информацию о безопасности. Однако дети с высоким уровнем тревожности часто
поступают так перед лицом менее очевидной опасности.
Это дает возможность предположить, что восприятие угрозы активирует у них стратегию
мышления, ищущую подтверждения опасности (Muris, Merckelbach & Damsma, 2000; Muris, Kindt et al,
2000). В главе 6, описывая детей с поведенческими проблемами, мы говорили о том, что они также
склонны к негативной интерпретации неоднозначных социальных ситуаций. Основное различие
состоит в том, что дети с тревожными расстройствами выбирают избежание как способ реакции на
воспринимаемую угрозу, в то время как дети с поведенческими проблемами выбирают агрессивные
способы реакции (Bell-Dolan, 1995; Chorpita, Albano & Barlow, 1996).
Нужно отметить, что хотя когнитивные искажения и ошибки связаны с тревожностью у детей,
мы не можем рассматривать их как непосредственные причины возникновения тревожных расстройств
(L. D. Seligman & Ollendick, 1998).
Физические симптомы
Как мы говорили, у многих детей с тревожными расстройствами возникают соматические
проблемы, такие как боли в желудке и головные боли. Подобные жалобы чаще встречаются у детей с
паническим расстройством и тревожным расстройством в связи с разлукой, чем у детей со
специфическими фобиями. Соматические жалобы чаще возникают у подростков, чем у младших детей,
а также у детей, отказывающихся посещать школу. У детей, страдающих тревожными расстройствами,
часто наблюдаются нарушения сна. Некоторые могут испытывать ночную панику, т. е. резкий переход
от сна к состоянию сильной тревоги, похожему на приступ паники в дневное время. Ночные приступы
паники обычно возникают у подростков с паническим расстройством. Они мешают возвращению ко сну
и живо вспоминаются на следующий день (Craske & Rowe, 1997).
Дефицит навыков социального взаимодействия и навыков обработки эмоциональной
информации
Поскольку дети с тревожными расстройствами испытывают страх, связанный с социальным
взаимодействием, неудивительно, что у них возникают сложности во взаимоотношениях с другими
детьми. Действительно, они обладают низкой социальной компетентностью и высокой социальной
тревожностью, и их родители и учителя склонны оценивать их как тревожных и необщительных детей
(Chansky & Kendall, 1997; Krain & Kendall, 2000).
По сравнению со своими сверстниками, эти дети более склонны считать себя застенчивыми и
замкнутыми. Также им свойственны низкая самооценка, чувство одиночества и трудности в создании и
Hosted by uCoz