Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 537 
Next page End  

ребенка и вознаграждая его за старания. Из всех процедур наибольшим эффектом обладает воздействие
в реальной жизни, или воздействие «in vivo», хотя его не всегда легко применить. Как только ребенок
сталкивается со своим страхом в ситуации реальной жизни, не влекущей за собой неблагоприятных
последствий, он с большей уверенностью справляется с трудностями в следующий раз.
Другие эффективные методы бихевиоральной терапии направлены на ослабление физических
симптомов тревоги, включая мышечное расслабление и специальные дыхательные упражнения.
Тревожным детям свойственно частое и поверхностное дыхание (гипервентиляция), которое может
приводить к усилению сердцебиения, головокружению и другим симптомам. Процедуры релаксации
часто используются в сочетании с градуальным воздействием.
Когнитивно-бихевиоральная терапия
Наиболее эффективным методом лечения большинства тревожных расстройств является
когнитивно-бихевиоральная терапия (Ollendick & King, 1998). Когнитивно-бихевиоральная терапия
учит детей понимать, как мышление связано с тревогой. Она направлена на то, чтобы изменить
неадекватные мысли и представления ребенка и ослабить симптомы (Р. С. Kendall et al., 2000).
Например, при лечении панического расстройства у девочки-подростка, которая во время приступа
паники испытывает сильное головокружение и страх неминуемой смерти, может применяться
следующая клиническая стратегия: терапевт предлагает пациентке совершать круговые движения,
вызывающие у нее головокружение. Когда девочка пугается и начинает думать о близкой смерти, ее
учат заменять эту мысль на более приемлемую: «У меня всего лишь немного кружится голова — я могу
справиться с этим» (Е. С. Hoffman & Mattis, 2000). Подобную стратегию дополняет техника внешнего
воздействия и другие бихевиоральные терапевтические методики, такие как положительное
подкрепление и релаксация. Когнитивно-бихевиоральная терапия и методы лечения, основанные на
внешнем воздействии, практически всегда используются в сочетании. Пример комбинированного
подхода к лечению социофобии у подростков представлен во врезке 7.7.
Врезка 7.7
Лечение социофобии у подростков методом когнитивно-бихевиоральной терапии
Анна Мария Албано (Ann Marie Albano) со своими коллегами разработала обучающую
когнитивно-бихевиоральную программу группового лечения социофобии у подростков (Albano &
Barlow, 1996; Albano, 2000). Терапия проводится в небольших группах по 4-6 подростков. Курс состоит
из шестнадцати полуторачасовых занятий, охватывающих следующие разделы (Albano, Detweiler, &
Logsdon-Conradsen, 1999).
Психологическое обучение.
На этой стадии подростков знакомят со спецификой тревожного состояния, описывают
когнитивные, физиологические и поведенческие симптомы. Эти знания позволяют им понять причины
появления и сохранения симптомов. Подростков учат следить за собственным состоянием, отмечать
моменты возникновения тревоги и реакции на нее. Чтобы помочь подросткам понять, в чем выражаются
их симптомы, моделируются ситуации, вызывающие тревогу, такие как опоздание на урок. Затем
терапевт предлагает описать собственные физические, когнитивные и поведенческие реакции:
Терапевт: Что ты будешь чувствовать? (физические реакции)
Ребенок: Нервную дрожь, головокружние, нехватку воздуха.
Терапевт: О чем ты будешь думать? (когнитивные реакции)
Ребенок: Все уставятся на меня, а я подумаю: «Вдруг учитель накричит на меня?» Мое лицо
будет залито краской; и все увидят это.
Терапевт: Что ты будешь делать? (поведенческие реакции)
Ребенок: Пройду мимо класса. Не буду поднимать взгляд. Вместо урока направлюсь в
медицинский кабинет.
(Адаптировано из Albano e al., 1991.)
Приобретение навыков.
На этой стадии подростки приобретают навыки когнитивной реструктуризации, социальные
навыки и навыки решения проблем. Их учат определять когнитивные искажения или ошибки
мышления, связанные с сохранением тревожного состояния. Для замещения этих когниций
формируются осмысленные реакции. Используются моделирование, ролевые игры и систематические
Hosted by uCoz