Navigation bar
  Print document Start Previous page
 257 of 537 
Next page End  

Лежащие «не в том порядке» книги в портфеле
7
Находящиеся «не на своих местах» средства
гигиены в ванной комнате
6
Не переписанная начисто домашняя работа
5
Отсутствие попыток включения и выключения
света три раза подряд
3
(Источник: адаптировано из Piacentini, 1997.)
Ситуация, в которой дверь туалета, расположенного в спальне Веймана, оставалась открытой,
вызывала у него тревогу с Субъективным Значением по Шкале Дистресса (SUDS), равным восьми. Во
время терапевтического сеанса ему предлагалось представить себе ситуацию, в которой он
укладывается спать.
Терапевт: Уже поздний вечер. Твои родители укрыли тебя одеялом, и сами отправились спать.
Ты протягиваешь руку, чтобы выключить лампу, стоящую рядом на тумбочке, и замечаешь, что дверь
в уборную приоткрыта ровно настолько, чтобы что-то могло вползти в твою комнату и выползти из
нее.
В дальнем углу темно, и тебе кажется, там что-то есть. Ты выключаешь свет и ложишься. Из
туалета доносится странный звук, как будто кто-то скребет когтями по полу. Как ты оцениваешь
эту ситуацию?
Вейман (указывает на термометр страха): Семь.
Терапевт: Оставайся на этой точке. Скажи мне, что происходит потом.
Вейман: Дверь туалета приоткрывается пошире, и теперь я знаю, что там кто-то есть. Он
может подобраться ко мне. Это монстр.
Терапевт: Тебя бросает в пот. Тебе очень хочется встать, подойти к двери и закрыть ее, но
ты остаешься в кровати. Ты закрываешь глаза, но звуки не прекращаются. Кажется, они
приближаются к тебе. Ты открываешь глаза и видишь ужасное лицо, с красными глазами,
смотрящими на тебя. Тебе хочется закричать, но ты знаешь, что не можешь этого сделать. Как
теперь ты оцениваешь ситуацию?
Вейман: Восемь. Это самое тяжелое.
Терапевт: Хорошо, сохрани это впечатление.
(Адаптировано из Albano et al., 1995.)
В рамках бихевиорального метода лечения детских тревожных расстройств используется другая
техника, которая называется систематической десенсибилизацией (под которой подразумевается
восстановление нормального психического состояния). Курс лечения состоит из трех этапов: ребенка
учат расслабляться, составляется иерархия страхов, и в тот момент, когда ребенок остается в
расслабленном состоянии, последовательно предъявляются стимулы, вызывающие тревогу. После
многократных повторов ребенок чувствует себя расслабленным в присутствии стимулов, которые ранее
вызывали тревогу.
Кроме этого используется техника погружения. Воздействие производится пролонгированными
и повторяющимися дозами. На протяжении всего процесса ребенок находится в ситуации, вызывающей
тревогу. Воздействие продолжается до тех пор, пока ребенок не сообщит об уменьшении уровня
тревожности. Техника наводнения обычно используется в сочетании с техникой предупреждения
реакции, которая позволяет купировать реакцию борьбы и бегства. Техника наводнения может вызвать
у ребенка более негативное отношение, чем любой иной подход, особенно на ранних стадиях терапии.
Эту технику нужно использовать со всей осторожностью, особенно с маленькими детьми, которые
могут не понимать ее рациональную основу.
Методы терапии, основанные на внешнем воздействии, предусматривают разные способы
столкновения ребенка с пугающим объектом. Это может быть моделирование реальной ситуации,
ролевая игра, воображаемое столкновение или наблюдение за столкновением других людей с
пугающим объектом. Кроме того, доказано, что виртуальное воздействие также может иметь
положительный эффект (В. О. Rothbaum, Hodges & Smith, 2000).
Наиболее эффективными процедурами для лечения специфических фобий являются участие в
моделировании и практика подкрепления (Ollendick & King, 1998). Используя эти процедуры, терапевт
моделирует желаемые действия (например приближение к объекту страха), воодушевляя, направляя
Hosted by uCoz