Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 537 
Next page End  

обращаются, должны научиться адаптировать свое поведение и регулировать эмоции по отношению к
окружающим. Следовательно, основная цель использования терминов, таких как расстройство или
патологическое поведение, для описания психического состояния детей и подростков, — помочь
клиницистам и исследователям в описании, систематизации и вербализации результатов исследований
комплексных проявлений, часто связываемых с различными паттернами поведения. Термины ни в коем
случае не указывают на какую-то общую причину, поскольку причины патологического поведения
почти всегда многочисленны и взаимосвязаны.
Вышеуказанный подход к определению патологического поведения схож с подходом, чаще всего
применяемым при классификации и диагностике психических расстройств, согласно указаниям в DSM-
IV-TR (АРА, 2000). Мы используем этот подход при формировании концепции и структуры настоящей
книги из-за его клинической и описательной практичности. Однако, несмотря на прогресс в
определении патологии и значительные улучшения в системах диагностики и классификации,
неоднозначность по-прежнему остается, особенно в сфере принятия решений, неадекватного
функционирования, конкретного ребенка (Richters & Cicchetti, 1993). Возможно, определенная степень
неоднозначности неизбежна, поскольку в наименованиях категорий психического расстройства
заключена изначальная лингвистическая многозначность и некие абстракции, а не одни научные
данные. Границы между нормальным и патологическим состоянием провести нелегко. В настоящее
время DSM-IV-TR является общепринятой диагностической системой, подтверждая свою полезность в
профессиональном общении и стандартизации исследований и клинических знаний, касающихся
детской патопсихологии. Мы рассмотрим DSM-IV-TR и существующие альтернативные классификации
детских расстройств в главе 4 «Обследование, диагноз и терапия».
Компетентность
Определения патологического поведения ребенка должны принимать во внимание
компетентность детей то есть их способность адаптироваться в среде. Суждения об отклонении
требуют знаний о достижениях детей в сравнении с достижениями их сверстников, а также знаний об
их индивидуальном курсе развития. Фактически, изучение детской патопсихологии учитывает не
только уровень неадекватного поведения, демонстрируемого детьми, но также то, насколько успешно
они проходят этапы нормального развития. Как и в случае отклонения, критерии для определения
компетентности могут быть весьма специфичными и узконаправленными, или, наоборот,
исключительно пространными и широкими (Masten & Coatsworth, 1998).
Как мы узнаем, все ли в порядке у конкретного ребенка, и как мы, родители, учителя или
специалисты, формируем свои ожидания? Знания об основных психосоциальных задачах в период
детства и юности, называемых задачами развития, представляют собой важные сведения для оценки
прогресса и нарушений в развитии ребенка. Эти задачи отражают несколько широких сфер
компетентности, таких как поведение и успеваемость, и показывают, как дети обычно продвигаются
вперед в рамках каждой сферы по мере взросления. Примеры задач развития приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Примеры задач развития
Возрастной период
Задача
Младенчество - дошкольный
возраст
Привязанность к родителям
Овладение языком
Отделение себя от среды
Самоконтроль и послушание
Младший школьный возраст
Адаптация к школе (посещаемость, подобающее
поведение)
Академическая успеваемость (например: овладение
навыками чтения, арифметики)
Поддержание отношений со сверстниками (признание,
установление дружеских отношений)
Регулируемое правилами поведение (следование
существующим в обществе правилам нравственного и
социального поведения)
Hosted by uCoz