Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 537 
Next page End  

Как-то Иа-Иа — старый серый ослик — долго стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на
свое отражение.
— Душераздирающее зрелище, — сказал он наконец. — Вот как это называется —
душераздирающее зрелище.
А. А. Милн, Винни-Пух (1926) (A. A. Miln, Winnie-the-Pooh (1926)), Перев. Б. Заходера
Фара: Всегда недовольная собой.
Мать 15-летней Фары говорит что она «примерная дочь», одна из лучших учениц в своем
классе, активная в общественной жизни и пользуется большой популярностью среди своих
сверстников. Ее мать обеспокоена тем, «как самокритично Фара относится к себе, поскольку
считает, что должна быть идеальной во всех отношениях». Если Фара не получает высшую оценку за
контрольную работу, она не позволяет себе встречаться с друзьями и целый день сидит у себя в
комнате, исправляя ошибки. Фара признает, что предъявляет к себе слишком высокие требования, и
если ей не удается их выполнять, она становится излишне самокритичной и наказывает себя. Она
даже надавала себе пощечин, когда увидела у себя, как ей показалось, «неудовлетворительную» оценку
(получив А с минусом вместо А). [В американской системе образования используются буквенные
оценки: А — «отлично», В — «хорошо», С — «удовлетворительно», D — «неудовлетворительно»,
«плохо». — Примеч. ред.] Достижения Фары приносят ей мало радости, а любое событие,
воспринимаемое как неудача, вызывает немедленное самоосуждение. Общая самооценка у Фары
занижена, а ее самовосприятие, зависящее от достижений в учебе, очень уязвимо.
Почти все дети и подростки, страдающие депрессией, имеют заниженную самооценку, которая
связана с депрессивным настроением и другими симптомами депрессии, такими как низкий тонус
(Mitchell et al., 1988; Renouf & Harter, 1990). Заниженная самооценка также является симптомом,
который наиболее специфическим образом связан с депрессией у подростков (Lewinsohn et al., 1997).
Самооценка подростков, страдающих депрессией, в значительной степени зависит у них от событий
повседневной жизни. Кроме того, ежедневные колебания в самооценке, вероятно, связаны с депрессией,
возникающей вслед за воздействием сильных жизненных стрессов (R. Е. Roberts & Gotlib, 1997). Таким
образом, и заниженная самооценка, и нестабильная самооценка, по-видимому, играют важную роль в
возникновении депрессивного расстройства.
Поскольку внешний вид и одобрение сверстников особенно важны для самооценки большинства
подростков, ощущение своей несостоятельности в этом вопросе может повысить риск возникновения
депрессивного расстройства. Тот факт, что низкие самооценки девочек-подростков часто связаны с
негативными представлениями о своих внешних данных, может отчасти объяснить повышенный риск
возникновения у них депрессии (Allgood-Merten, Lewinsohn & Hops, 1990; Petersen, Sarigiani & Kennedy,
1991).
Недавно была предложена интересная концепция, рассматривающая взаимосвязь самооценки и
депрессии. Предполагается, что дети стремятся узнать, и воспринимают как обратную связь мнение
других людей о своей компетентности и некомпетентности в следующих областях: учебе, социальных
взаимоотношениях, спорте, поведении и в вопросах, касающихся внешнего вида. Представление о
самом себе зависит от обратной связи, в результате может получиться разностороннее, положительное
представление о собственной личности, что способствует оптимизму, энергии, энтузиазму или же,
наоборот, возникает одностороннее негативное представление, которое вызывает пессимизм, чувство
беспомощности, и, возможно, депрессию (Jordan & Cole, 1996; Seroczynski, Cole & Maxwell, 1997). Дети
и подростки, чьи представления о самих себе негативны и сфокусированы на какой-то одной области,
например на учебе, могут проявлять нестабильность в своих самооценках потому, что они не обращают
внимания на альтернативные компенсирующие виды деятельности (например: спорт, социальные
взаимоотношения). В результате у них может развиваться депрессивное расстройство, когда они
сталкиваются со стрессом в той области, которой уделяют все свое внимание (Jordan & Cole, 1996).
Социальное взаимодействие и проблемы взаимоотношений со сверстниками
У детей и подростков, страдающих депрессией, мало друзей, у них трудно складываются близкие
взаимоотношения с другими людьми, они испытывают чувство одиночества и изоляции, ощущение
того, что они никому не нравятся (ощущение, которое, к несчастью, часто подтверждается на самом
деле) (Kaslow et al., 1994). Те, кто сообщает о своих плохих взаимоотношениях с друзьями на момент
Hosted by uCoz