Navigation bar
  Print document Start Previous page
 286 of 537 
Next page End  

(глобальная атрибуция) (Abramson, Seligman & Teasdale, 1978). Они к тому же склонны приписывать
позитивные события чему-то такому, что находится вне их самих (внешняя атрибуция), и что, по всей
вероятности, не случится снова (неустойчивая атрибуция), и такому, что рассматривается как нечто
уникальное по отношению к данному событию (специфическая атрибуция). Негативные атрибутивные
стили приводят к тому, что индивид несет личную ответственность за негативные события в своей
жизни, кроме того, они вызывают состояние беспомощности и попыток избежать таких событий в
будущем. Беспомощность, в свою очередь, может вызвать чувство безнадежности по отношению к
своему будущему, что способствует углублению депрессивного состояния (Abramson, Metalsky & Alloy,
1989).
Когнитивная модель Аарона Бэка (Aaron Beck) (1967) основана на предположении о том, что
индивиды, страдающие депрессией, интерпретируют жизненные события с пессимистической точки
зрения, потому что они используют предвзятые и негативные суждения как фильтры для интерпретации
и понимания этих событий. У индивидов, подверженных депрессии, наблюдаются трудности в трех
областях.
Во-первых, они совершают ошибки по причине собственных предубеждений при переработке
информации (information-processing biases) в конкретных ситуациях. Совершение таких ошибок
называется негативными автоматическим мышлением. Они избирательно уделяют внимание
информации только негативного характера, берут на себя ответственность за все плохие события в
жизни, придают огромное значение отрицательным событиям, преувеличивают их роль и
преуменьшают значение позитивных событий. Они также приклеивают отрицательные ярлыки
жизненным событиям, а затем эмоционально реагируют на ярлык, а не на событие. Например:
Событие: Ребенок не получил приглашение на вечеринку у Генри.
Ярлык: «Меня не пригласили в гости, потому что Генри меня не любит. Никто меня не любит».
Эмоциональная реакция: переживание несчастья и депрессии.
Во-вторых, считается, что депрессия связана с негативным мировоззрением, при котором
возникает так называемая негативная когнитивная триада (см. рис. 8.2):
- Негативное отношение к самому себе (например: «Я ни на что не способен», «Я —
неинтересен»).
- Негативное отношение к миру (например: «Они никуда не годятся», «Это слишком трудно»).
- Негативное отношение к будущему (например: «Всегда будет так же плохо», «Я никогда не
смогу получить образование»).
Рис. 8.2. Негативная триада: депрессия связана с обесцениванием собственной личности, мира и
будущего (D. Murdoch, 1997).
Такое негативное отношение вызывает чувство беспомощности, снижает настроение ребенка и
его тонус, и связано с тяжестью протекания депрессии (Stark, Schmidt & Joiner, 1996).
В-третьих, для депрессивных подростков характерны негативные когнитивные схемы, под
которыми подразумеваются стабильные структуры памяти, поддерживающие самокритичные
убеждения и установки и направляющие процесс переработки информации. Эти когнитивные схемы
ригидны и устойчивы к изменениям даже при столкновении с противоречащими им событиями, и могут
увеличить у подростка уязвимость по отношению к депрессии, особенно под воздействием стресса.
В связи с применением когнитивных теорий для описания и объяснения депрессии у детей и
подростков возникают некоторые вопросы, связанные с когнитивными способностями детей на разных
этапах их развития, а также вопросы, связанные со становлением и сохранением когнитивных структур,
которые могут формировать депрессивное мышление (Gotlib & Sommerfield, 1999). Хорошо развитое
(устойчивое) ощущение собственного «Я» и оптимистическая концепция будущего, являются
необходимыми условиями для того, чтобы пережить депрессию. Эти когнитивные структуры
достаточно развиты у детей. К тому же многие когнитивные ошибки и искажения, обсуждаемые до сих
пор, такие как нелогичное мышление или ошибочные установки, представляют собой нормальный
способ детского мышления!
Говоря о когнитивных ошибках и искажениях нужно учитывать развитие у ребенка чувства
собственной компетентности (Seroczynski et al., 1997). Например, во время перехода от
предоперационного к конкретному операционному мышлению у детей в возрасте 10-12 лет начинает
развиваться способность подвергать сомнению свое собственную точку зрения (так называемая
метакогниция). До этого возраста дети могут проводить сравнения социального плана, но не для того,
Hosted by uCoz