Navigation bar
  Print document Start Previous page
 315 of 537 
Next page End  

школе достиг некоторых успехов и довольно успешно развивался.
Ванесса: Развитие в домашних условиях.
Ванесса — это восьмилетняя девочка с умеренной умственной отсталостью (IQ = 52) и
ограниченными коммуникативными навыками. К четырем годам ей был поставлен диагноз после
медико-психологического обследования, проведенного с целью определить, почему она не произносит
многие звуки речи и не приобретает базовые навыки самообслуживания. Мать Ванессы рассказала
нам, что особые потребности ее дочери плохо удовлетворялись, пока она находилась в специальной
школе для умственно отсталых, и как это привело их к решению воспитывать Ванессу дома, с
помощью их общества.
«Когда наша семья переехала сюда в 1990 году, нам сказали, что мы можем получать $55 в
месяц, чтобы заботиться о ней дома, или же можем отправить ее в Центр детского обучения. У
Ванессы определили умеренную умственную отсталость еще до четырехлетнего возраста, и мы знали,
что не сумеем достаточно хорошо удовлетворять ее повседневные потребности с настолько
ограниченной поддержкой. Так что мы приняли тяжелое решение поместить ее в центр обучения. Но
даже при том, что Ванесса приезжала домой на каждые выходные, мы чувствовали, что в ее жизни
чего-то не хватает; для ускорения ее развития требовалось что-то еще, кроме заботы и внимания
персонала.
Спустя примерно два года положение вещей резко изменилось. Ванесса получила травму от
другого воспитанника центра обучения, и мы решили, что ей следует вернуться домой раз и навсегда.
Мы приложили все силы, чтобы отыскать службы в нашем обществе, которые помогли бы ее
воспитанию и образованию. Теперь она посещает интегрированный класс в той же школе, что и ее
брат, и ее учителя заметили стойкие улучшения в ее поведении и речи. Она принимает участие в
программах отдыха и стала хорошим пловцом и игроком в баскетбол».
Мэттью поставили диагноз «легкая умственная отсталость». Имея задержки в развитии речи, он
все же приобрел эффективные вербальные навыки и был способен посещать обычную школу.
Установление дружеских отношений с детьми в школе было иногда проблематичным, поскольку часто
он долго не мог понять правила игр, и над его медлительностью смеялись.
У Ванессы обнаружили умеренную умственную отсталость. Она могла есть и одеваться
самостоятельно, с минимальной помощью, разговаривала, используя короткие предложения, хотя ее
речь не всегда была понятна людям вне ее семьи. Ванессе требовалась большая помощь в выполнении
повседневных дел, но она также была способна посещать местную школу, занимаясь там неполный
день. Как видно из этих случаев, особые потребности обоих детей иногда оставались в тени из-за
экономических и образовательных трудностей, и требовалась творческая и координированная
поддержка со стороны родителей, учителей и других специалистов.
Клиническое описание
Когда психиатр беседует со мной, перед ним лежат мои бумаги — ион уже знает, что у меня
умственная отсталость. И это относится ко всем. Если тебя сочли умственно отсталым, тебе уже не
удастся их разубедить. Они никогда не дадут тебе благоприятной рекомендации.
Так Эд описал свое собеседование при поступлении в государственное учреждение (Bogdan &
Taylor, 1982).
У детей с умственной отсталостью способности и умение общаться с людьми могут очень
различаться. При должной поддержке дети с легкими интеллектуальными нарушениями, как Мэттью,
могут выполнять свои повседневные обязанности, почти как их сверстники.
Они могут посещать обычную школу, решать физические и интеллектуальные задачи и
создавать осмысленные и продолжительные отношения со сверстниками и взрослыми. Физическое
развитие многих из них протекает нормально, и они могут научиться кататься на велосипеде. Другим
детям, имеющим, подобно Ванессе, более тяжелые нарушения, может требоваться большая помощь в
повседневных делах и большая забота на протяжении всего детства и, возможно, периода взросления,
до того времени, как у них сформируются навыки, необходимые для ведения самостоятельной жизни.
Однако как Мэттью, так и Ванесса испытывали некоторые затруднения во многих областях
повседневной жизни. Наиболее очевидные их трудности были связаны с обучением правильной
Hosted by uCoz