Navigation bar
  Print document Start Previous page
 371 of 537 
Next page End  

излечению аутизма, пока не найдено. Большинство применяемых в настоящее время средств
направлено на максимальную реализацию потенциала ребенка, а также на помощь ему и его семье в их
усилиях по борьбе с этой болезнью (Volkmar, Cook, Pomeroy, Realmuto & Tanguay, 1999). Успехи
последних лет, включающие разработку новых перспективных программ раннего вмешательства,
предоставление больным специальных условий проживания и участие их в специальных
образовательных программах позволяют надеться, что нам удастся существенно облегчить жизнь детей,
страдающих аутизмом (Dawson & Osterling, 1997; Newsom, 1998). У большинства детей, участвующих в
этих программах, наблюдается значительный прогресс, особенно заметный по результатам измерений
интеллектуального коэффициента (этот показатель увеличивается от 7 до 28 баллов). Тем не менее
необходимы строгие исследования (controlled studies), прежде чем мы сможем оценить эффективность
новых методов лечения в долгосрочной перспективе (Gresham et al, 1999; Smith, 1999).
Разные дети — разные методы лечения
У детей, страдающих аутизмом, наблюдаются значительные различия в тяжести проявления
симптомов, степени нарушений речи и в уровне интеллектуального развития. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что эти различия оказывают существенное влияние на результаты, которых можно
ожидать от лечения аутизма.
Примером тому служат истории Памелы и Рикки (см. врезку 10.4). Оба ребенка участвовали в
интенсивных программах лечения в 7-8-летнем возрасте. В детстве Рикки отличался от Памелы более
высокими интеллектуальными способностями и уровнем речевого развития, и эта разница отразилась на
результатах лечения, а также на образе их жизни в зрелые годы. Памела, которая в детстве отставала, по
сравнению с Рикки, и по интеллектуальным, и по речевым показателям, и в зрелом возрасте нуждалась
в условиях проживания, предусматривающих более тщательный контроль. На примере этих детей мы
можем видеть, как стратегии и цели лечения, а также ожидания его возможных результатов, зависят от
состояния ребенка в каждом конкретном случае.
Врезка 10.4
Памела и Рикки: Жизнь в борьбе с хроническим недугом
В 1964 году в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе психолог Айвар Ловаас (Ivar
Lovaas) начал осуществлять долгосрочную научно-терапевтическую программу. Памела и Рикки
оказались в числе первых детей, страдающих аутизмом, участвующих в интенсивной программе
терапевтического вмешательства.
В возрасте семи-восьми лет и у Памелы, и у Рикки наступило значительное улучшение, хотя у
них все еще наблюдалось отставание в развитии речевых и социальных навыков. К сожалению, через 14
месяцев их пришлось перевести в муниципальную (state) больницу, чтобы аналогичную помощь могли
получить также и другие дети. Персонал муниципальной больницы не имел возможности закончить
начатую с детьми программу. К сожалению, ни Памела, ни Рикки не смогли сохранить достигнутых
результатов. Однако в последние годы в муниципальной больнице также проводятся программы
поведенческой терапии, благодаря участию в которых состояние обоих больных улучшилось.
Памела и сейчас находится в муниципальной больнице, где она выполняет простейшие бытовые
поручения, однако она утратила большую часть речевых навыков.
Рикки живет в небольшом учебном домике, принадлежащем районной Социальной Службе
(community). [Контекстуальное значение слова community не поддается односложному переводу,
поскольку не имеет соответствующих аналогов в русском языке и культуре. Здесь community означает
группу психически больных людей, находящихся под опекой специальной государственной
Социальной Службы —
Social Services. Этой организации принадлежат специальные школы,
мастерские и дома, что позволяет больным людям вести относительно самостоятельную жизнь, не
оставаясь в социальной изоляции. Поскольку слова «коммуна» и «община» имеют нежелательные
коннотации, вполне уместно заменить их здесь Социальной Службой. См также Longman Dict.,
community care. — Примеч. ред.] Он утратил большую часть речевых навыков и спонтанность.
В отличие от Памелы, Рикки удалось освоить некоторые виды рукоделия, в частности, плетение
ковриков, кроме того, он участвует в общественной жизни Социальной Службы.
(Источник: Лечение детского аутизма методом поведенческой терапии/Под ред. Е. Л. Андерсон.)
---
Hosted by uCoz