Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 537 
Next page End  

-
Дошкольные программы
-
Домашние программы
Образовательные программы
Психофармакологическое/соматическое вмешательство
(Источник: Newsom, 1998.)
Отдельные методы лечения, как правило, направлены на преодоление конкретных социальных,
коммуникативных, когнитивных или поведенческих нарушений, характерных для детей, страдающих
аутизмом, и рассмотренных нами в данной главе. Поскольку самим детям, как правило, крайне трудно
обобщать усвоенный материал и адаптировать полученные навыки по отношению к новым ситуациям,
обучение этим аспектам поведения должно непосредственно входить в программы раннего
вмешательства.
Огромное значение имеют также индивидуальный подход и адаптация любого метода лечения к
потребностям и условиям конкретного ребенка и его семьи, так чтобы каждый ребенок мог полностью
развить свой потенциал.
Начальные стадии лечения. Задачами начальной стадии лечения является установление
раппорта и формирование у ребенка навыков, необходимых для обучения. Разработан целый ряд
процедур, помогающих детям почувствовать себя комфортно в присутствии психотерапевта и в
близком физическом контакте с ним, а также процедур, позволяющих определить те вознаграждения,
использование которых может быть наиболее эффективным при формировании у данного ребенка
привязанности, навыков социального поведения и игровых навыков. Имитация игры может
стимулировать такие формы поведения, как зрительный контакт, прикосновения и вокализации,
направленные на психотерапевта, а вовлечение ребенка в совместную игру с использованием его
любимых игрушек помогает преодолению социальной отчужденности. Подобные процедуры
используются на всем протяжении лечения.
Для достижения положительных результатов лечения дети должны научиться сидеть на стуле,
подходить, когда их зовут, и выполнять команды своего воспитателя. Эти подготовительные навыки
формируются у ребенка постепенно. Некоторые используемые при этом пошаговые процедуры,
включающие предъявление ребенку стимула и требующие от него определенной реакции, называются
тренингом дискретных проб (discrete trial training). Другие процедуры, закрепляющие
подготовительные навыки, называются тренингом, использующим естественно возникающие
случайные возможности (incidental training). Наиболее эффективные программы, как правило,
совмещают оба подхода.
Ослабление деструктивности поведения. Для маленьких детей, страдающих аутизмом,
характерны различные формы поведения, мешающие процессу лечения, к которым относятся истерики
или бросание предметов, самостимулирующее, агрессивное и самотравмирующее поведение. Такие
формы поведения, которые часто являются реакцией детей на требования, предъявляемые к ним на
ранних стадиях лечения, должны быть устранены, чтобы дети могли усвоить более адекватные формы
социального взаимодействия и коммуникации. Для преодоления деструктивных форм поведения
разработан ряд эффективных процедур, к которым относятся соревновательные действия,
подкрепляемые вознаграждениями, игнорирование, а также мягкие формы наказания детей.
Обучение адекватным формам социального поведения. Обучение детей, страдающих
аутизмом, адекватным формам социального поведения является одной из основных задач процесса
лечения (Rogers, 2000b). Роль социальных аспектов поведения (social cues) может подчеркиваться тем,
что психотерапевт будет сопровождать свою работу по формированию социальных навыков действиями
или занятиями, которые нравятся детям. Детей также учат выражать свои эмоции с помощью улыбки,
объятий и поцелуев — форм поведения, посредством которых дети могут выразить свою взаимность в
ответ на проявления нежности по отношению к ним. Детям также показывают, как адекватно выражать
свои эмоции вербально или с помощью мимики (Gena, Krantz, McClannahan & Poulson, 1996). Другие
методы, развивающие способность к социальному взаимодействию, включают обучение социальным
играм с использованием игрушек, социальным играм с участием воображения, а также формирование
таких специфических социальных навыков, как подражание и поддержание контакта с другими,
способность делиться игрушками и выполнение игровых действий по очереди, а также вовлечение в
игру сверстников.
Распространенной методикой обучения детей, страдающих аутизмом, адекватным формам
социального поведения является вовлечение во взаимодействие с больными нормальных либо имеющих
Hosted by uCoz