Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 537 
Next page End  

природу психопатологии развития, и наоборот. Кроме того, простые линейные причинно-следственные
связи встречаются в данной области крайне редко.
Как правило, клиническая практика начинается, как и исследовательская, с теоретического
обоснования, являющегося базой для получения новой информации и выработки практических
рекомендаций. В сущности, теория представляет собой научный язык, позволяющий наиболее
эффективно суммировать и передавать имеющиеся знания. Теория дает нам возможность выдвигать
более обоснованные предположения и прогнозы, касающиеся поведения индивида на основе
имеющихся у нас знаний, тем самым помогая сделать следующий шаг — к проверке теоретических
объяснений. Как карта с ее указателями и условными знаками помогает кладоискателю, теория дает нам
ориентиры для поиска причин исследуемых явлений. Однако, для того чтобы воспользоваться
теоретическими указаниями на практике, требуются знания, мастерство и опыт.
Четыре основных положения (перечисленных в 1-й главе) помогут нам практически применить к
конкретному случаю наше определение и понимание сути поведенческой патологии. Первым из них
является положение о важности параллельного изучения нормального и патологического развития,
поскольку они теснейшим образом связаны друг с другом. Вторым — необходимость учитывать
контекст при определении особенностей проявления и возможных результатов нарушений детского
развития. В случае Джейка для нас было ценным выслушать его собственную точку зрения и узнать, что
он чувствует давление как в школе, так и со стороны родителей. Третьим — важность понимания того,
что поведение обусловливается множеством причин.
Лишь в редких случаях какое-либо единичное событие или фактор являются непосредственной
причиной специфического нарушения; напротив, поведение является функцией многочисленных и
взаимосвязанных событий и процессов, оказывающих влияние на развитие. И четвертое: характер
развития ребенка, явившийся результатом этих многочисленных факторов, в свою очередь, оказывает
обратное влияние на его окружение. Данная глава построена на этих фундаментальных положениях и
дополняет их рассмотрением различных теоретических построений, которые помогут нам объяснить
сложные взаимосвязи между возможными причинами и следствиями.
Вопросы развития
Мы уже констатировали наличие связей на уровне взаимодействия биологических предпосылок
развития и влияний со стороны внешней среды. От этих взаимосвязей зависит успешная адаптация
ребенка, а возможно, и его физическое выживание. И младенцы и более старшие дети чрезвычайно
восприимчивы к сигналам, которые подают им близкие, и особенно чутко они реагируют на проявление
безразличия. Внимательные и заботливые родители пробуждают в детях доверие к себе, что является
основой для развития глубокой привязанности. И напротив, у ребенка может не развиться прочное
чувство привязанности по отношению к родителям, недостаточно чутким к его потребностям и не
уделяющим ему должного внимания, что в дальнейшем может серьезно сказаться на формировании
личности ребенка и его способности регулировать взаимоотношения с другими людьми. Иными
словами, развитие прочных взаимоотношений и привязанности к кому-либо из родителей или других
заботящихся о ребенке взрослых так же важно для его нормального развития, как обучение ходьбе или
речи. Если у ребенка сложились стабильные и близкие взаимоотношения с объектом привязанности,
ему будет легче управлять эмоциями и справляться со стрессом. Напротив, отсутствие таких отношений
может явиться почвой для различных психических нарушений, связанных со стрессом.
Несмотря на то, что проявления детской психопатологии отличаются чрезвычайно большим
разнообразием причин и симптомов, все они имеют общую основу: патологические нарушения
указывают на сбои в процессе адаптации, имевшие место на одной или нескольких стадиях развития
(Rutter & Scoufe, 2000).
Сбой в процессе адаптации — неспособность к выработке или овладению навыками,
знаменующими начало новой стадии развития. Иными словами, дети с психологическими нарушениями
имеют те или иные отклонения от нормального уровня развития своих сверстников. Повторяем, что
такие сбои или отклонения, как правило, являются следствием не одной причины, а результатом
сложного и длительного взаимодействия внутренних процессов индивидуального развития и внешних
условий.
Взаимодействие причин и следствий, связанных с нарушениями поведения у детей, — это
долговременный и динамический процесс, по этой причине анализ его заключает в себе значительные
трудности. Отнесение отдельного явления, такого как, например, трудности Джейка, связанные с
Hosted by uCoz