Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 537 
Next page End  

заявление: «Я читала о неспособности к обучению, и думаю, у него именно это», свидетельствует о
непонимании ситуации и приписывании проблем исключительно Джейку. Из интервью с родителями
Джейка сложилось впечатление, что они не готовы к рассмотрению других возможных объяснений
ситуации. Более того, мать Джейка призналась, что она порой раздражается на сына и кричит на него.
Какое действие это оказывает на неуверенность Джейка в себе и результаты его попыток справиться со
страхом и волнением?
Все дети, а не только дети с особыми проблемами, нуждаются в чутком отношении родителей к
их индивидуальным потребностям и способностям, что предполагает в том числе и наложение
определенных рамок в процессе воспитания, способствующих развитию самоконтроля ребенка
(McGroder, 2000). Авторитетные для Джейка взрослые как в кругу его семьи, так и в школе, не
проявляют достаточной чуткости к его специфическим особенностям, поэтому неудивительно, что
поведение Джейка становится все хуже. И наконец, для правильного развития ребенок нуждается в
определенном уровне жизни, включающем позитивное социальное окружение, хорошую школу,
здоровый образ жизни и полноценное питание, наличие друзей-сверстников и возможности
поддерживать отношения со всеми членами семьи и родственниками, а также их социальным
окружением. Эти возможности и потребности, лежащие в основе индивидуального развития каждого
ребенка, могут стать особенно важными в том случае, если ребенок, скажем, растет в бедной семье или
переживает развод родителей (Shaw, Winslow & Flanagan, 1999).
Наиболее важные для рассмотрения проблем Джейка факторы приведены на рис. 2.1. Хотя в
действительности существует много различных «ударов по Джейку», которые мы должны принять во
внимание, исследователи и психотерапевты обычно пытаются представить эту разветвленную сеть
причин в несколько упрощенной наглядной форме, облегчающей оценку этих влияний и выбор
адекватных методов вмешательства.
Момент
времени
T1
T2
T3
T4
T5
Мать
Тревога
Избежание
Ребенок
Осложнения
при родах
Проблемный
темперамент
Осложнения
в развитии
речи
(событие в предшествующий момент времени является причиной события в следующий момент
времени)
Рис. 2.1. «Удары по Джейку»: где мы должны вмешаться?
Итоги раздела
- Случай Джейка хорошо иллюстрирует переплетение многих факторов, способствующих
развитию психологических проблем у детей.
- Исследование причин поведенческих нарушений в детском возрасте предполагает
теоретическое обоснование и рассмотрение биологических, психологических и социальных факторов.
- Биологические факторы включают, в числе прочих, генетические и нейробиологические
влияния.
- К психологическим влияниям относятся поведенческие и когнитивные, а также влияния,
связанные со сферой эмоций и взаимоотношений.
- К основным социальным факторам относятся типичные паттерны поведения в семье и
культурные нормы.
Роль теории
Определение того, что является патологией в контексте текущих процессов адаптации и развития
ребенка,
и выявление наиболее вероятных причин обнаруженных нарушений — нелегкая задача.
Изучение патологических нарушений поведения детей в отличие от взрослых требует значительно
более серьезного внимания к специфике процессов развития, а также учета индивидуальных и средовых
факторов, которые оказывают значительное влияние на особенности развития конкретного ребенка.
Изучение нормального детского развития помогает нам глубже понять на теоретическом уровне
Hosted by uCoz