Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 537 
Next page End  

который обладает очень ограниченными средствами выражения собственных чувств и интерпретации
множества новых событий, эмоции становятся первичным фильтром, обеспечивающим организацию
огромного потока новой информации и избежание потенциальных опасностей. Аналогичным образом,
ранние отношения с одним или более опекунами закладывают структуру этих эмоциональных реакций
и управляют ими. По мере развития ребенка когнитивные процессы и обретение субъективных
ценностей все больше помогают ему в осмыслении мира и реорганизации
более ранних функций,
оказавшихся ненужными или даже неадаптивными в процессе развития. Поводом для подобной
реорганизации может послужить необходимость развития речи, взаимоотношений со сверстниками и
других навыков. Как и в случае развития мозга, нарушения могут возникнуть в любой точке этого
континуума эмоционального и когнитивного развития в результате взаимодействия ребенка и среды.
Эмоциональные влияния. Эмоции и эмоциональная экспрессия это основные элементы
психического опыта человека. С самого рождения они являются основной особенностью активности и
регуляции младенца (Sroufe, 1997). На протяжении всей нашей жизни эмоциональные отклики
способствуют естественной реакции «борьбы или бегства» — предупреждая нас об опасности и помогая
ее избежать. С эволюционной точки зрения, эмоции придают особую ценность событиям и повышают
вероятность определенных действий. То есть эмоции указывают нам, па что обратить внимание и что
проигнорировать, к чему приблизиться и чего избежать. Указывая на эту важную функцию,
осуществляемую с помощью активных, стресс-регулирующих гормонов, таких как кортизол,
мы
утверждаем, что эмоции весьма важны для осуществления процесса здоровой адаптации.
<Способность делать выводы об эмоциональном состоянии другого человека на основании
выражения его лица, жестов, позы и интонации выполняет важную адаптивную функцию, особенно у
младенцев и детей, делающих первые шаги. Если они сталкиваются с чем-то неизвестным, то
обращаются к реакциям и подсказкам авторитетного взрослого, и таким образом интерпретируют
новую ситуацию.>
Интерес к эмоциональным процессам и их связи с патологическим поведением ребенка
значительно вырос в последние годы (Lemerise & Arsenio, 2000). Эмоциональный опыт, экспрессия и
способность детей к эмоциональной регуляции влияют на качество их социальных интеракций и
отношений и потому закладывают основу раннего развития личности. Исследователи обнаруживают
множество данных, касающихся значения эмоций в жизни детей. Например, известно, что с самого
раннего возраста дети учатся, опираясь на эмоциональную экспрессию окружающих (Bretherton, 1995).
Эмоции, такие как младенческая боязнь высоты или незнакомцев, выполняют значимую роль в
адаптации. Они не только служат важными внутренними системами слежения и руководства,
предназначенными для оценки положительности или отрицательности событий, но также обеспечивают
мотивацию деятельности (Zahn-Waxler, Klimes-Dougan & Slattery, 2000).
Дети прекрасно умеют улавливать эмоциональные сигналы, исходящие от окружающих, что
помогает им интерпретировать собственные эмоции и управлять ими. В течение первого года жизни
они узнают о важной роли, которую играют эмоции в процессах коммуникации и саморегуляции, а ко
второму году они уже способны связывать эмоциональную экспрессию с определенной причиной.
Особый интерес для детской патопсихологии представляют данные, свидетельствующие, что дети
следят за эмоциональной экспрессией родителей, и эти наблюдения обеспечивают их информацией,
необходимой для осмысления происходящего. У маленьких детей эмоции являются основой
коммуникации, и именно с их помощью они исследуют окружающий мир все более самостоятельно
(LaFreniere, 1999).
Эмоциональная реактивность и регуляция. Мы можем разделить эмоциональные процессы в
соответствии
с двумя параметрами: эмоциональной реактивностью и эмоциональной регуляцией.
Эмоциональная реактивность относится к индивидуальным различиям в границах и интенсивности
выражения эмоций, которые обусловливают уровень переживания дистресса индивидом и его
сенситивность к среде. Эмоциональная регуляция связана с увеличением, сохранением или
торможением эмоционального возбуждения — действиями, обычно подчиненными конкретной цели
(Rubin, Coplan, Fox & Calkins, 1995). К примеру, Джейк испытывал определенные чувства по
отношению к определенным учебным заданиям, расстраивался и не мог сосредоточиться. Эта
эмоциональная реакция, в свою очередь, может вести к нарушению эмоциональной регуляции, в
результате чего Джейк будет временами неуравновешенным и трудноуправляемым. Опять, как мы
видим, налицо трансактный процесс: эмоциональные реакции вызывают потребность в регуляции,
которая, в свою очередь, влияет на последующие эмоциональные проявления.
Можно также провести грань между проблемами регуляции и дисрегуляцией. Проблемы
Hosted by uCoz