Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 537 
Next page End  

регуляции связаны со слабостью управляющих эмоциями структур или их отсутствием (пример:
неспособность Джейка сосредоточиться на задании). Дисрегуляция означает, что подобные структуры
функционируют неадекватно (Cicchetti, Ackerman & Izard, 1995). В качестве примера можно привести
страх ребенка, не вызванный никакими объективными причинами.
Способности детей к эмоциональной регуляции, часто проявляющиеся в эмоциональной
реактивности и степени экспрессии, являются важными характеристиками как нормального, так и
патологического развития. Эмоции, как уже было отмечено, помогают маленьким детям лучше узнавать
себя и окружающих. Наблюдая свои и чужие эмоциональные проявления, ребенок учится
идентифицировать и отслеживать собственные чувства и поведенческие реакции. Отношения между
ребенком и опекуном играют важнейшую роль в этом процессе, ибо они создают базовые условия для
того, чтобы дети проявляли эмоции, получали не травмирующие психику наставления и не выходили за
определенные рамки. Авторитетными можно назвать таких родителей, которые устанавливают для
ребенка границы, сенситивные к индивидуальному развитию и потребностям и одновременно
заставляющие учиться управлению эмоциями (Maccoby & Martin, 1983). По причине важности
отношений ребенок—опекун в эмоциональном развитии, мы будем вспоминать о них снова и снова при
обсуждении различных детских расстройств.
Некоторые формы эмоциональной дисрегуляции могут быть адаптивными в определенной среде
или в определенное время, но неадаптивными в других условиях. К примеру, дети, подвергшиеся
эмоциональному и сексуальному насилию, могут почти не проявлять эмоций, что называется
оцепенением и является симптомом посттравматического расстройства, которое призвано защитить
ребенка от сильнейших переживаний и травмы (см. главу 14 «Жестокое обращение с детьми и
отсутствие родительской заботы»). Если впоследствии оцепенение становится характерным способом
борьбы со стрессорами, оно может помешать адаптивному функционированию и достижению
долговременных целей.
Темперамент. Мы то и дело слышим: «Она была покладистой малышкой с самого первого дня,
как я привезла ее из роддома» или «Сон? А что это? После того как родился наш Фредди, мы проводим
на ногах всю ночь, меняя ему пеленки, кормя его и стараясь успокоить». Нет сомнений в том, что одни
младенцы спокойнее других, так же как одни проявляют повышенную активность, другие, скажем,
более возбудимы, чем их сверстники, и эти различия часто становятся заметными в первые же дни или
недели жизни (Thomas & Chess, 1977). Но какое отношение имеет все это к патологическому развитию?
Считается, что развитие эмоциональной регуляции и дисрегуляции обусловлено как
социализацией, так и врожденной предрасположенностью, или темпераментом. Темпераментом
называют стиль поведения ребенка, который проявляется на раннем этапе развития (например,
нервозность или пугливость), формируя отношение ребенка к среде и наоборот (Emde & Spicer, 2000;
Rothbart & Bates, 1998). Темперамент — это составная часть личности, поэтому он часто
рассматривается как один из первых строительных кирпичиков в ее фундаменте. Конституциональные
наклонности не предполагают неизбежности тех или иных психических расстройств; скорее, результат
их развития зависит от взаимодействия врожденных наклонностей (ослабляющих или защищающих) и
изменяющихся обстоятельств, таких как благоприятная или стрессовая среда.
С опасностью возникновения признаков патологического развития связывают три основных
параметра темперамента (Rothbart & Mauro, 1990).
1. Позитивный аффект и доступность. Этот параметр описывает «покладистого ребенка»,
который,
как правило, доступен для других, адаптивен к своей среде и обладает способностью
относительно легко управлять базовыми функциями, такими как питание, сон и выделение.
2. Пугливость или заторможенность. Этот параметр характеризует «медленно
возбуждающегося ребенка», который подходит с осторожностью к новым или трудным ситуациям.
Поведение таких детей более вариативно в том, что касается саморегуляции и адаптивности: они могут
проявлять симптомы дистресса или негативное отношение к некоторым ситуациям.
3. Негативный аффект, или раздражительность. Этот параметр характеризует «трудного
ребенка», который непредсказуем и не слишком адаптивен, а эмоции его преимущественно негативны
или характеризуются крайней степенью выражения. Некоторые дети с таким темпераментом склонны к
переживанию дистресса в новых или трудных ситуациях, а другие переживают дистресс или
раздражительность в ситуации запретов.
Эти параметры темперамента, или ранние стили саморегуляции, могут соотноситься с развитием
психопатологии или опасными состояниями. В некоторых случаях стиль темперамента может быть
очень тесно связан с конкретным расстройством, например, с социальной фобией или пугливостью.
Hosted by uCoz