Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 537 
Next page End  

способствует изменению, развитию и реорганизации семей (С. P. Cowan, P. A. Cowan, Heming & Miller,
1991), а исход подобных событий зависит от характера и тяжести стресса, качества функционирования
семьи до стресса, а также семейных ресурсов и навыков преодоления трудностей (Rutter, 2000b).
Некоторыми из наиболее важных связанных с семьей вопросов, имеющих отношение к обсуждению
детских расстройств, являются: родительская депрессия, жестокое обращение с ребенком, алкоголизм
родителей, развод, супружеское насилие и совершение родителями уголовных преступлений.
Все эти разные семейные и личные вопросы имеют общее свойство: они влияют на развитие
ребенка. Они подрывают, нарушают и осложняют предполагаемый последовательный уход за ребенком
и удовлетворение его основных потребностей. В свою очередь, подобные осложнения влияют на
способность ребенка формировать нормальные отношения со сверстниками, учителями и прочими
взрослыми (Sameroff, 1995).
Итоги раздела
- Эволюционные подходы к патологическому поведению ребенка акцентируют внимание на
развивающихся отношениях младенец—родитель, которые помогают младенцу управлять поведением и
эмоциями, особенно в случае опасности или стресса.
- Нормальное и патологическое развитие детей зависит от разнообразных условий среды и
социального окружения. К этим условиям относятся отношения в семье и отношения со сверстниками, а
также более широкий социальный и культурный контекст.
Предваряющий комментарий
Понимание обществом нормального развития детей постепенно становится более целостным и
здоровым, что оказывает влияние на определения и услуги, связанные с психическим здоровьем детей
(Millstein, Petersen & Nightingale, 1993). Такой динамический, интерактивный подход к психическому
здоровью признает важность и индивидуальных, и средовых факторов для позитивного развития.
Экологические и системные взгляды на здоровье и поведение людей, освещенные выше, придают
дополнительный импульс этому развивающемуся подходу, поскольку в их рамках адаптация человека
рассматривается в контексте среды и различных связей.
Сегодня здоровье и успешная адаптация детей рассматриваются как значимые аспекты изучения
детской патопсихологии. Наряду с акцентом на укреплении здоровья, сегодняшние исследования и
общественное сознание пришли к мысли о том, что детские расстройства имеют много общих
клинических особенностей и причин. Укрепление здоровья способствует положительным изменениям,
расширению возможностей и повышению компетентности в реализации присущего человеку
потенциала здоровья (R. M. Kaplan, 2000). Применительно к развитию ребенка, такая трактовка
признает многопричинный и интерактивный характер многих психических расстройств, возникающих у
детей и взрослых, а также важность контекстуальных факторов, и указывает на важность соответствия
способностей индивидов вызовам и опасностям среды (Masten & Curtis, 2000). На протяжении всей
книги мы будем возвращаться к многообразным развитие-сенситивным, системо-ориентированным
методам, с помощью которых можно изучать детскую патопсихологию.
Названные концептуальные сдвиги постепенно меняют облик служб психического здоровья и
образования, занимающихся детьми и подростками, и имеют важное значение для таких сфер, как
педиатрия, психология, психиатрия, социальная работа, патронаж и педагогика. Что люди думают о
здоровье, как организована их повседневная жизнь, как развивается социальная политика, как
распределяются социальные ресурсы и как проводится подготовка специалистов для осуществления
этой политики — методы решения этих вопросов достигли наивысшей точки развития в истории
человечества. Это позволяет серьезно модернизировать соответствующие службы с целью оказания
квалифицированной помощи детям и подросткам, которые пока не могут отстаивать свои интересы.
Хотя это положительное влияние на сферу психического здоровья пока еще не вполне воплотилось в
реальной деятельности (Takanishi, 1993), нас воодушевляет тот прогресс, которого за прошедшее
столетие добилось общество в понимании и удовлетворении насущных потребностей детей.
Ключевые термины
Адаптационная неудача (adaptational failure)
Hosted by uCoz