Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 537 
Next page End  

уступать просьбам ребенка», соблазнительны, поскольку они сулят родителям или учителям легкий
ответ или быстрое решение сложной проблемы. «Народная мудрость» и модные методы лечения
намеренно или ненамеренно играют на чувствах родителей детей с проблемами, родителей, которые
отчаянно хотят своим детям самого лучшего. В большинстве случаев эти ответы или средства не
срабатывают, но иногда они приводят к неблагоприятным последствиям и издержкам для проблемных
детей и их семей.
Люди всегда проявляли определенный скептицизм в отношении научных исследований, ведущих
к новым знаниям. Оцените следующие комментарии:
«Еще несколько неудачных попыток, и мы вскоре забудем об Эдисоне и его электрической
лампочке. Все утверждения, которые он делает, были проверены и оказались неосуществимыми.» (New
York Times, 16 января 1880)
«Теория микробов Луи Пастера — смехотворная фикция.»
(Pachet, профессор физиологии,
Тулуза, 1872)
К счастью, электрическая лампочка, пастеризация
и многие другие идеи, к которым когда-то
относились со скептицизмом, себя оправдали. Тем не менее в детской патопсихологии существуют
немалые основания для скептицизма по отношению к результатам исследований
(Kazdin, 1998). Во-
первых, эксперты по детским расстройствам часто расходятся во мнениях — эти конфликтующие
мнения получают устойчивое освещение в газетах, журналах и телевизионных ток-шоу. Ответы,
которые мы получаем на свои вопросы (например, «Делает ли детей более агрессивными показываемое
по телевидению насилие? Оказывают ли ясли и детские сады вредное влияние на эмоциональную
адаптацию детей?»), часто зависят от того, кому мы задаем эти вопросы. Во-вторых, данные
исследований в детской патопсихологии часто противоречат друг другу. Например, в большинстве
исследований обнаруживается, что девочки школьного возраста более подвержены депрессии, чем
мальчики, но некоторые психологи сообщают о большей распространенности депрессии у мальчиков,
чем у девочек, а третьи не выявляют никаких различий. Как же нам подходить к этим не
согласующимся между собой и часто противоречивым данным?
<Последние исследования в детской патопсихологии привели к новым важным открытиям.>
Третья причина скептицизма состоит в следующем: исследования приводят к различным
рекомендациям, касающимся того, как следует помогать детям с
проблемами. Бывают случаи, когда
один и тот же метод лечения показывает себя эффективным, не оказывает никакого воздействия и
приносит вред. Вот что сказал один практикующий врач, услышав на конференции о новом
эффективном методе лечения: «Я лучше
поскорее отправлюсь домой и применю его до публикации
результатов исследования, которые покажут, что он не помогает!»
В-четвертых, многие заключения на основании исследований с детьми делаются с оговорками —
редко когда даются «черно-белые» ответы. Умеренная дисциплина — хорошо; слишком слабая или
слишком суровая дисциплина — плохо. Какие-то методы лечения могут помогать одним детям, но не
другим, мальчикам, но не девочкам, детям младшего, но не старшего возраста, в одних ситуациях, но не
в других.
Наконец, даже когда научные свидетельства отличаются относительной ясностью и приводят к
консенсусу, многие родители и специалисты могут отвергнуть полученные результаты, поскольку они
сталкивались с исключением, обычно таким, которое почерпнуто из личного опыта. Например,
несмотря на обширные исследовательские данные, показывающие, что регулярное использование
родителями сурового физического наказания может крайне негативно сказаться на детях (см. главу 14
«Жестокое обращение с детьми и отсутствие родительской заботы»), родитель может возразить: «Мой
отец наказывал меня ремнем, когда я был ребенком, и именно это научило меня тому, как нужно себя
вести!»
Поскольку никакое одиночное исследование не является совершенным, важно быть
информированным потребителем и помнить, что любая область науки продвигается вперед благодаря
систематическому накоплению данных, а не одиночным исследованиям. Последние исследования в
детской патопсихологии привели к огромным и поражающим воображение шагам в понимании детей с
проблемами, и того, как им лучше всего помочь. В следующем разделе говорится о некоторых уроках,
которые следует извлечь из ситуации, когда научные методы и свидетельства игнорируются или
отвергаются.
Облегченная коммуникация: случай из практики
Hosted by uCoz