Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 537 
Next page End  

«поведение в присутствии наблюдателя».
<За 7-летним ребенком с расстройством поведения наблюдают в тот момент, когда он играет в
структурированной лабораторной ситуации.>
Итоги раздела
- Измерения и методы, используемые для изучения поведения ребенка и семьи, должны быть
стандартизированы, надежны и валидны.
- Методы самоотчета включают в себя неструктурированные интервью, вопросники и
формальные тесты.
- Психофизиологические методы используются для оценки связи между физиологическими
процессами и поведением и включают в себя замеры частоты пульса, артериального давления, дыхания,
расширения зрачков и электрической проводимости кожи.
- Электрофизиологические измерения, такие как ЭЭГ, связывают электрическую активность
головного мозга с текущими мыслями, эмоциями или состояниями возбуждения.
- Процедуры нейроизображения используют для изучения структуры и/или функций отдельных
участков головного мозга.
- Методы наблюдения используют для непосредственного наблюдения за поведением ребенка и
других людей в неструктурированных ситуациях, таких как домашняя обстановка или класс, и в
структурированных ситуациях с заданиями в лаборатории или клинике.
Исследовательские приемы
Исследовательские приемы, используемые для изучения детей с проблемами, в конечном счете
способствуют общей точности исследовательских данных и заключений. Если исследователь отбирает
испытуемых в тенденциозной манере или выбирает исследовательское задание, которое не является
репрезентативным для интересующей проблемы, то валидность результатов может покоиться на
шатком основании — исследование может не являться объективной проверкой исследуемого вопроса.
Научные исследования можно проверить на их внутреннюю и внешнюю валидность.
Внутренняя валидность отражает то, в какой степени результаты, изменения или групповые различия
продиктованы конкретной переменной, а не внешними влияниями. Угрозами внутренней валидности
могут быть созревание, эффекты тестирования и погрешности отбора испытуемых. Например, давайте
предположим, вы обнаружили, что проведение релаксационного обучения с группой 5-летних детей в
течение нескольких месяцев уменьшает их ночные страхи. Не исключено, что наблюдаемое снижение
может быть вызвано внешними влияниями созревания и тестирования — страхи уменьшаются потому,
что дети становятся старше или оцениваются повторно, а не в результате обучения релаксации.
Уменьшение страхов могло быть также вызвано погрешностями отбора испытуемых
факторами, которые действуют при отборе испытуемых или при выборочном отсеве (потере) и
сохранении испытуемых во время исследования. Например, если для нашего исследования отобраны
только дети с легкими страхами, велика вероятность, что их страхи уменьшатся со временем, даже при
отсутствии лечения, чего не произойдет у детей с более сильными страхами. Кроме того, если дети с
более сильными страхами или те, кому релаксационное обучение не помогло, прекратят участвовать в
исследовании досрочно, наблюдаемое уменьшение страхов может быть следствием такого выборочного
отсева испытуемых, а не лечения. Эти и другие угрозы внутренней валидности должны быть учтены в
исследовательском плане и при интерпретации результатов.
Внешняя валидность относится к тому, в какой степени результаты могут быть обобщены или
распространены на людей, условия, периоды времени, измерения и характеристики, отличающиеся от
тех, которые имели место в конкретном исследовании. Угрозами внешней валидности могут быть
реакции испытуемых на участие в исследовании, обстановку, в которой проводится исследование, и
время, когда осуществляются измерения (Kazdin, 1998). К примеру, дети или родители могут вести себя
неестественным образом в незнакомой лабораторной обстановке. Если результаты исследования в
лаборатории заметно отличаются от того, что выявлено в условиях реальной жизни, наше исследование
имеет низкую внешнюю валидность.
Идентификация выборки
Hosted by uCoz