Navigation bar
  Print document Start Previous page
 89 of 452 
Next page End  

том, насколько мощным может быть воздействие этого ограниченного взгляда, свидетельствует
следующий рассказ:
«Мне нравится учеба в старшем классе, и я хорошая ученица. Пожалуй, я даже могла бы быть
отличницей. Но я боюсь того, что другие могут подумать обо мне, если я буду слишком хорошо
учиться. Мой приятель увлечен спортом, а не учебой. По нескольким предметам мы занимаемся вместе.
Я неоднократно намеренно получала на экзаменах более низкие оценки, чем заслуживаю, чтобы не
подвести его. Что он подумает о подружке, которая учится как синий чулок?» (Из авторских архивов)
Школа, учебники и гендерные роли
Результаты исследований, опубликованные в 70-х, 80-х и начале 90-х годов, в целом
свидетельствовали о том, что на уроках с мальчиками и девочками обращаются совершенно по-разному
(AAUW, 1992; Eccles & Midgley, 1990; Kantrowitz, 1992; Rogers, 1987; Sadker & Sadker, 1985, 1990, 1994;
Serbin, 1980). Среди других данных в отчетах об этих исследованиях сообщалось, что:
— учителя чаще вызывают и хвалят мальчиков, чем девочек;
— мальчиков, выкрикивающих ответы с места, не дожидаясь, пока их вызовут, обычно не
наказывают, тогда как девочек часто ругают за подобное поведение;
— мальчиков чаще хвалят за содержательную сторону их письменных работ, тогда как девочек
чаще хвалят за аккуратность;
— учителя начальных классов более терпимы к недисциплинированному поведению мальчиков,
чем девочек;
— мальчикам уделяется больше внимания, чем девочкам; учителя чаще помогают им и хвалят
их;
— учителя уделяют больше внимания девочкам, демонстрирующим зависимые формы
поведения, но чаще откликаются на просьбы мальчиков, когда те ведут себя независимо и агрессивно;
— девочки, учащиеся в средних классах школы, часто испытывают неуверенность в своих
способностях по математике и другим естественнонаучным дисциплинам.
Как показывают эти данные, школа также является важным фактором гендерно-ролевой
социализации. Учителя часто взаимодействуют с учащимися, исходя из собственных гендерно-ролевых
стереотипов. Так, классный руководитель может ожидать, что мальчики будут хорошо успевать по
таким предметам, как математика и естественные науки, а девочки — по языку и литературе. В
результате мальчики и девочки получают различные типы поощрения. Это может препятствовать
достижениям учащихся, которые, возможно, не будут проявлять особых стараний в тех областях, где
они не получают достаточного поощрения.
К счастью, в последнее время появляется все больше свидетельств того, что в современных
американских школах предпринимаются усилия, препятствующие навязыванию учащимся
стереотипных гендерных ролей. Благодаря притоку молодых учителей, являющихся представителями
поколения, более восприимчивого к гендерным вопросам, ситуация в школе постепенно меняется.
Одним из наиболее ярких примеров этой трансформации являются совместные усилия американских
школ по обеспечению для обоих полов равных образовательных возможностей в области математики и
естественных наук. Несколько раньше мы упоминали о том, что разрыв между оценками мальчиков и
девочек по этим предметам резко сократился в период между 1992 и 1998 годами. В 1999 году средняя
по стране школьная оценка по математике, измеренная с помощью теста SAT, составила 531 балл для
юношей и 495 баллов для девушек. Процент же старшеклассниц, записавшихся на классы геометрии,
высшей алгебры и тригонометрии, равнялся или превышал соответствующий процент
старшеклассников (Carter, 2000). К тому времени когда выйдет следующее издание этой книги, разрыв
между оценками юношей и девушек по математике, вероятно, сократится еще больше.
Школьные учебники также в прошлом способствовали сохранению гендерно-ролевых
стереотипов. В начале 70-х годов в ходе двух крупных исследований, посвященных анализу детских
учебников, было обнаружено, что девочки в этих текстах, как правило, изображались зависимыми,
нецелеустремленными и не слишком способными. Мальчики же наделялись противоположными
характеристиками (Saario et al., 1973; Women on Words and Images, 1972). В начале 80-х в каждых двух
из трех текстов для чтения центральными персонажами являлись мужчины. Это был ощутимый
прогресс по сравнению с пропорцией 4:5, имевшей место в начале 70-х (Britton & Lumpkin, 1984). В 90-
х годах издатели учебников приложили больше усилий к ликвидации гендерно-ролевых стереотипов.
Однако учебники, как и культура, отражением которой они являются, не вполне свободны от гендерных
Hosted by uCoz