Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 726 
Next page End  

корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного
бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.
Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:
«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен.
Это фактически не является «техникой», так как техника означает то, что заранее известно, способ,
связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с
дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы
помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии... Если кто-то может
говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт
тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих,
длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны...
Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только,
что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто
основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными
нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если
встретить их серьезно» (1973, р. 234).
Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме.
Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того,
что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной
самости (Франц, 1995).
Для размышления. Тень
Один из аспектов тени может быть персонифицирован в образе маленького демона,
посвятившего себя тому, чтобы навредить вам или расстроить ваши замечательные планы. Он может
появляться как непримиримый критик или как вопрошающий судья. Приведенные ниже вопросы
направлены на то, чтобы помочь вам лучше понять этот аспект вашей тени.
1. Подумайте о том, как бы вы описали в деталях вашего личного демона и то, как он действует в
вашей жизни. Когда он появляется? Делаете ли вы что-нибудь, что, как вам кажется, может послужить
началом преодоления демона?
2. Если бы можно было персонифицировать этот аспект тени, на что он был бы похож? Есть ли у
него имя? Как он был бы одет? Какими могут быть его любимые выражения?
3. Пообщайтесь с этим персонажем. Обсудите его хорошие качества. Как он помог вам? Как он
поощрял или останавливал ваш личный выбор и рост?
4. Какой внутренний персонаж может быть противоположен вашему личному демону? С
мыслями об этом противоположном персонаже пересмотрите пункты 1 и 3.
---
Анима и анимус
Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная
структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура
служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно
человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно
представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те
непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.
Для женщины процесс психологического развития влечет за собой начало диалога между ее эго и
анимусом. Анимус может патологически доминировать благодаря идентификации с архетипическими
образами (например, заколдованного принца, романтического поэта, призрачного любовника или
мародерствующего пирата) и/или из-за чрезвычайно сильной привязанности к отцу.
Анимус рассматривается Юнгом как отдельная личность. Когда анимус и его влияние на
человека осознаны, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным,
пока последнее постепенно не интегрируется в самость. Юнг рассматривает черты этого союза
Hosted by uCoz