Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 726 
Next page End  

перфекционисты росли под давлением жестких стандартов, то с людьми надменно-мстительного типа в
детстве грубо или жестоко обращались, и им нужно отплатить за несправедливость. Им кажется, что
мир — арена, на которой в дарвиновском смысле выживает только тот, кто более приспособлен, и
сильный побеждает слабого (1945, р. 64). Единственный закон морали — сила. В отношениях с другими
людьми они безжалостные соперники и циники. Они хотят быть жесткими и упорными, считая любое
проявление чувства признаком слабости. Они заключают сделку главным образом с самими собой. Они
не рассчитывают, что мир им что-то даст, но убеждены, что могут достичь своих честолюбивых целей,
если будут придерживаться взгляда на жизнь как на поле битвы и не поддадутся влиянию морали или
каким-то нежным чувствам. Если их экспансия терпит поражение, у них проявляются тенденции к
скромности, отходу в тень и самоуничижению.
«Яго.... Есть другие:
Они как бы хлопочут для господ,
А на поверку — для своей наживы.
Такие далеко не дураки,
И я горжусь, что я из их породы.»
(Шекспир В. Отелло. Акт I, сцена 1: Перевод Б. Пастернака. М.: Искусство, 1960)
Уход
Люди с доминирующим стремлением к уходу (detachment) от других не ищут любви и не хотят
достичь господства. Они предпочитают свободу, покой и самодостаточность. Они презирают погоню за
успехом и испытывают глубокое отвращение к любого рода усилиям. В них сильна потребность в
превосходстве над другими, они снисходительно относятся к своим близким и коллегам, однако
осознают, что их честолюбие существует больше в их воображении и не воплощается в реальных
достижениях. От мира, угрожающего и сильного, они отдаляются и не допускают других в свою
собственную жизнь. Для того чтобы избежать зависимости от окружения, они подавляют и гасят свои
страстные желания и довольствуются малым. Обычно они не ограждаются полностью от жизни,
смиряются с существующим положением дел и принимают свою судьбу с иронией и стоическим
достоинством. Их сделка с судьбой состоит в том, что если они ничего не просят у других, то другие их
не побеспокоят. Если они ничего не будут делать, то не потерпят неудачу. Если они мало ждут от жизни,
они не разочаруются.
«...Моя квартира была мой особняк, моя скорлупа, мой футляр, в который я прятался от всего
человечества...» (Достоевский Ф. М. Записки из подполья. М.: 1970).
Интрапсихические защитные стратегии
Если межличностные проблемы ведут к движениям к людям, против людей и прочь от людей, то
проблемы внутри психики приводят к развитию защитных стратегий личности. Идеализация себя
способствует возникновению у человека так называемой системы гордости, которая включает
невротическую гордость, невротические требования, тиранические долженствования и преувеличенную
ненависть к собственной персоне.
Идеализированный образ и поиск славы. Чтобы компенсировать чувства слабости, никчемности
и неадекватности, с помощью нашего воображения мы создаем наш собственный идеализированный
образ (idealized image), который наделяем «неограниченной силой и преувеличенными возможностями»
(1950, р. 22). Процесс самоидеализации следует рассматривать в связи с межличностными стратегиями,
так, как идеализированный образ основывается на нашей доминирующей защите и чертах характера,
которые он преувеличивает. Идеализированный образ скромных людей — это «смесь милых качеств,
таких как, бескорыстие, доброта, щедрость, скромность, святость, благородство, сочувствие».
«...Ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Ну, понятно
теперь?» (Достоевского Ф. М. Преступление и наказание. М., 1970. С. 321).
В этот образ также вписываются понятия «беспомощности, страдания и мученичества»,
сочувствие и понимание искусства, природы и других человеческих существ (1950, р. 222). Надменно-
Hosted by uCoz