Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 726 
Next page End  

системами ценностей: традиционной, усвоенной ими в раннем детстве, и системой ценностей среднего
класса белого населения, прививаемой им в школе. В культуре сиу не ценилась ни собственность, ни
конкуренция. Некогда индейцы занимались охотой на бизонов, а успешные охотники по обычаю щедро
делились со своими односельчанами.
Спустя несколько лет Эриксон побывал у индейцев юроков, живших на реке Кламет в Северной
Калифорнии. Он с особым интересом сравнивал воспитание детей и личностные типы этой
относительно оседлой рыболовной общины с образом жизни охотников равнин, который исследовал
раньше. Эриксон обнаружил, что юроки непрестанно заботились об умножении своей собственности. С
раннего детства их приучали приобретать. Получение прибыли в будущем ставилось выше
сиюминутных прихотей. Дети принимали участие в представлениях, изображавших поимку лосося и
накопление денег. Юроки значительно отличались от сиу, их ценности были гораздо ближе к ценностям
американского среднего класса.
Работа с индейцами сиу и юроками оказала огромное влияние на образ мыслей Эриксона. В
экспедициях обнаружилась его замечательная способность усваивать мировоззрение и образ мыслей
людей из различных культур. В полевых исследованиях Эриксона сопровождали профессиональные
антропологи, установившие дружеские связи со старейшинами индейцев. С помощью этих
антропологов Эриксон получил доступ к информантам и первоисточникам, которыми до него не
располагал ни один психоаналитик. Перед поездками Эриксон прочел антропологические доклады об
этих племенах. В докладах фактически ничего не было сказано о воспитании детей, и в экспедициях
Эриксон занялся опросом пожилых женщин. Он расспрашивал, как индейцы воспитывали свои детей
до того, как появились белые люди. Женщинам нравилось говорить на эту тему, и они удивлялись,
почему никто их об этом не спрашивал раньше.
Последние теоретические разработки Эриксона отчасти и были обязаны своим появлением его
кросскультурным исследованиям. Он обнаружил, что фрейдовские теории прегенитальных стадий
развития тесно связаны с западной технологией и мировоззрением. Сам Эриксон разрабатывал теорию
развития здоровой личности, основываясь на добытом непосредственно из первоисточника знании
других культур.
Основные понятия
Ядро концепции Эриксона составляет модель человеческого развития, разбитого на восемь
стадий. Эта модель расширяет применение психоанализа, рассматривающего истоки всех травм в
детском возрасте, и целиком охватывает цикл человеческой жизни. Каждая стадия состоит из
психологических, биологических и социальных компонентов и основана на предшествующих стадиях.
Другим значительным вкладом Эриксона стало то, что он первым разработал психоисторию и
психобиографию — понятия, которые расширили кругозор клиницистов и дали возможность нового
подхода к изучению личностей исторически значимых людей и оценке их влияния на общество.
«Во время прохождения от одной стадии человеческого развития до другой мы должны сбросить
защитную структуру Мы оказываемся нагими и ранимыми — и в то же время снова открытыми для
нового, эмбриональными, готовыми к развитию в тех областях, о которых мы раньше и не подозревали»
(Sheeny, 1977, р. 29).
Эпигенетическая модель человеческого развития
Свою модель стадий человеческого развития Эриксон называл эпигенетической (epigenetic model).
Эта модель — первая психологическая теория, детально описывающая цикл человеческой жизни:
детство, зрелость и старость. По Эриксону, психологический рост личности похож на развитие
эмбриона. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над остальными частями.
«Эпи» означает «над», а «генезис» — рождение (греч.).
Модель Эриксона по структуре напоминает
эмбриональное развитие, при котором возникновение каждой последующей стадии определяется
развитием предыдущей.
Hosted by uCoz