Navigation bar
  Print document Start Previous page
 474 of 726 
Next page End  

Интеллект
Под интеллектуальным развитием в йоге понимается не получение новой информации, а
уяснение смысла в переживании. В древней Индии ученики изучали священные тексты, медленно
вдумываясь в одну и ту же строфу.
«Знаменитый гуру Дабру Баллав собирал вокруг себя учеников в лесу, в уединенных местах.
Перед ними была открытая «Бхагавадгита». Они пристально вглядывались в одну строфу в течение
получаса, затем закрывали глаза. Проходило еще полчаса. Учитель кратко комментировал отрывок. Они,
не двигаясь с места, медитировали в течение часа. Наконец, гуру говорил:
— Вы понимаете строфу?
— Да, господин, — отвечает один из учеников.
— Нет, ты не совсем понял. Найди, что придает этим словам жизненную силу, которая вновь и
вновь оживляет Индию век за веком. Еще один час проходит в молчании» (Yogananda, 1972, р. 136).
«Сознание — это зеркало, в котором отражается душа вещей» (Hari Dass, 1986, p. 31).
Ученые, погрузившиеся в изучение священных текстов, но не пытающиеся применить их на
практике, попадают в ловушку чистого интеллектуализма. «Они полагают, что философия — это
врожденная способность. Их возвышенные мысли почти не связаны ни с грубостью внешних действий,
ни с теми страданиями, что сопряжены с самоограничением» (Yogananda, 1972, р. 152). В йогической
практике человек развивает осознание и понимание себя. Развивая самодисциплину и осмысляя
собственный опыт, йогин превращает знание в мудрость.
Учитель
Гуру не волшебник, меняющий облик и душу учеников без всякого усилия с их стороны. Гуру
преподают высокие истины и сложную практику йоги. Как и в любом другом виде обучения, успехи
студентов напрямую зависят от их усилий, способности и восприимчивости.
«Для тех, кто учится, важны чистота, настоящая жажда знаний и упорство... Чистота мысли, речи
и действия совершенно необходимы для религиозного человека. Старый закон гласит, что мы получаем
любое знание, которого жаждем. Но мы получаем только то, к чему влечет нас наше сердце... Успех
может прийти неожиданно, однако мы должны терпеливо ждать, даже если нам покажется, что мы
ждем слишком долго. Ученик, приступающий к учебе с духом упорства, наверняка преуспеет в
реализации себя самого» (Vivekananda, 1978a, p. 28-29).
Йогическая модель гуру дает пример любви и уважения к учителю. Когда практические занятия у
учеников идут хорошо, гуру становится мощным источником изменений личности ученика и его
внутреннего роста.
«Что ты ищешь здесь? Ибо этот мир — не то место, где ты можешь отдохнуть. Твой, истинный
дом в небесах» (Фома Кемпийский in Feuerstein, 1972, p. 9).
Оценка
Сущность йоги — трансформация души с помощью системы конкретных, практических
упражнений, направленных на преобразование, нашего сознания. Йога устанавливает глубокие связи
сознания с жизненной энергией, или праной,
объединяющей физический мир и сознание. Йогические
упражнения напрямую связаны с энергией сознания. Никакая другая система или учение не
воздействуют на сознание напрямую и столь эффективно.
Когда энергия и осознание своего «я» выходят вовне, их искажают наши подсознательные
тенденции, привычки, наша личность и все с ней связанное. Подсознательные тенденции определяют
мысли, влияющие на поступки. Паттерны действия превращаются в привычки, а привычки, в свою
очередь, усиливают искажение. Тогда «я», представляющее чистую радость, любовь и блаженство, не
проявляется в нашем сознании или во взаимодействии с внешним миром.
Hosted by uCoz