Navigation bar
  Print document Start Previous page
 567 of 726 
Next page End  

устанавливать близкие отношения с другими людьми. Помехой удовлетворительным межличностным
отношениям может служить тревога (anxiety). Возможно, наиболее критическим периодом развития
человека является отроческий период — время, когда дети впервые приобретают способность
устанавливать близкие отношения с другими людьми, но еще не достигли возраста, когда эти отношения
осложняются сексуальным интересом. Салливан считал, что показателем здорового развития служит
способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу.
Гарри Стэк Салливан был первым американцем, создавшим наиболее полную, исчерпывающую
теорию личности. Его идеи о природе человеческой личности явились отражением его собственного
жизненного опыта и пережитого в детстве одиночества, которое, собственно, и помогло создать
теорию, подчеркивающую важность межличностных отношений. Несмотря на то что язык и
формулировки Салливана довольно сложны, он обладал исключительной проницательностью и
способностью понимать людей. Эти качества позволили ему ярко и выразительно описать тревогу,
межличностные отношения и этапы психологического развития человека.
Биографический экскурс
Гарри Стэк Салливан (Harry Stack Sullivan) родился 21 февраля 1892 года на маленькой ферме близ
Норича, штат Нью-Йорк. В детстве он был очень одинок, страдал шизофренией, пережив по крайней
мере один случай ее обострения. Может быть, именно собственная болезнь, делавшая порой почти
невозможным нормальный контакт с окружающими, подвигла Салливана на изучение психиатрии и
привела в конечном счете к созданию теории межличностных отношений.
Так или иначе, но Салливан переехал в Чикаго, начав обучаться там медицине и продолжать свое
лечение, в частности прошел более семидесяти часов психоанализа. В 1917 году, когда Соединенные
Штаты вступили в Первую мировую войну, Салливан только что окончил Чикагский медицинский
колледж и сразу же попал в армию. После войны он продолжил службу в качестве медика в
Федеральном совете профессионального образования, а затем в Службе народного здоровья.
В 1922 году Салливан начал работать в столичной больнице Св. Елизаветы (Вашингтон, округ
Колумбия). Там он впервые применил радикальные методы лечения пациентов, страдающих особо
серьезными психическими расстройствами. С этого времени и до начала 30-х годов Салливан
занимался исследованиями в области шизофрении, заработав себе репутацию блестящего клинициста.
Переехав из Вашингтона в Таусон, штат Мэриленд, Салливан продолжил свои занятия, сотрудничая с
медицинской школой Мэрилендского университета и работая в больнице Шеппарда и Е. Пратта.
Рукописи Салливана о шизофрении, относящиеся к этому периоду, впоследствии были собраны его
учениками и опубликованы отдельной книгой под названием Schisofrenia as a human process
(«Шизофрения как человеческий процесс», N.Y., 1962). Кроме того, именно там, в Таусоне, Салливан в
1929 году начал формулировать основные положения своей теории межличностных отношений.
Приобретя значительный опыт в области психиатрии, Салливан в 1931 году переехал в Нью-
Йорк и открыл собственный кабинет, в котором изучал у пациентов обсессивные процессы. Уже будучи
признанным специалистом и модным врачом с обширной практикой (его кабинет располагался на Парк-
Авеню), Салливан продолжал учиться. Так, он прошел у Клары Томпсон (C. Thompson) официальный
курс обучения психоанализу.
Еще работая в больнице Св. Елизаветы, Салливан познакомился с признанным главой
нейропсихиатрии Уильямом Алансоном Уайтом и теперь стал президентом Психиатрического фонда
Уайта (1933), а через несколько лет, в 1936 году занял пост директора основанного фондом учебного
заведения — Вашингтонской школы психиатрии. К этому времени теория межличностных отношений
окончательно была разработана, и в 1938 году Салливан стал соиздателем, а затем единственным
издателем журнала «Психиатрия», в котором публиковались материалы, посвященные этой теории.
Лекции, которые Салливан читал студентам Вашингтонской школы психиатрии в 1943—1947
годах, после его смерти также были изданы его последователями и учениками. Лекции 1943 года вошли
в книгу Clinical studies in psychiatry («Клинические исследования в психиатрии», N. Y., 1956), на основе
цикла лекций 1944—1945 годов составлена книга The psychiatriс interview («Психиатрическое
Hosted by uCoz