Navigation bar
  Print document Start Previous page
 715 of 726 
Next page End  

собственным «я» (Eigenwelt).
Этот тип также универсален, потому что никто из нас не может
реализовать все свои возможности полностью. Он напоминает концепцию А. Маслоу о развитии в
человеке комплекса неудачника (Jonah complex), или боязни достичь успеха.
Подобно тревоге, чувство онтологической вины может сказываться на состоянии личности как
позитивно, так и негативно. С одной стороны, при определенных условиях она может способствовать
здоровому пониманию окружающего мира, принятию его таким, какой он есть, улучшению
взаимоотношения с людьми и творческому использованию своих способностей. С другой стороны, если
мы отказываемся признать онтологическую вину, она приобретает болезненные черты. Онтологическая
вина, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как
сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать
выбор и т. д.
Интенциональность
Способность делать выбор предполагает наличие некоторой структуры, на основе которой этот
выбор производится. Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно
представляем себе будущее, называется интенциональностью (intentionality)
(May, 1969 b). [Понятие
интенциональности как направленности сознания на конкретный предмет ввел в научный оборот
классик феноменологии Эдмунд Гуссерль. Психологическая трактовка этого термина, предлагаемая
Мэем, несколько изменяет его первоначальное значение, поскольку учитывает не только строго
отрефлексированные данные опыта, но и все акты бессознательной ориентации личности на объект.]
Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает
интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок. Эти понятия
неразделимы: «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение».
Мэй использовал термин «интенциональность» для того, чтобы перебросить мост через пропасть
между субъектом и объектом. Интенциональность — это «структура, необходимая нам, субъектам по
сути, чтобы видеть и понимать окружающий мир, по сути своей объектный. В акте интенциональности
частично преодолевается разрыв между субъектом и объектом» (May, 1969b, p. 225).
В качестве иллюстрации к этому тезису Мэй обычно приводил один простой пример: человек
(субъект) сидит за письменным столом и видит перед собой лист бумаги (объект). Человек может что-
нибудь написать на этом листе, сложить из него бумажный самолетик для своего внука или нарисовать
на нем картинку. Во всех трех случаях субъект (человек) и объект (лист бумаги) — одни и те же, но
действия человека различны, они зависят от его намерений и от того, какое значение он придает своему
опыту. В данном случае значение — это функция свойств как самой личности (субъекта), так и
окружающей среды (объектного мира).
Интенциональность не всегда бывает осознанной полностью. Она «лежит ниже уровня
непосредственного осознания и включает в себя спонтанные, телесные элементы и другие
характеристики, называемые обычно „бессознательными“» (May, 1969b, p. 234).
Забота, любовь и воля
«Забота — это состояние, при котором нечто имеет значение»
(May, 1969b, p. 289). Заботиться
по-настоящему — значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо,
принимать его боль, радость, сожаление или чувство вины как свои собственные. Забота — это
активный процесс, противоположность апатии.
Забота и любовь — не одно и то же, однако зачастую первое влечет за собой второе. Любить —
значит заботиться, видеть и принимать неповторимую личность другого человека, обращать активное
внимание на его творческое развитие. Мэй определял любовь как «восхищение от присутствия другого
человека и признание его ценностей и его развития не менее важными, чем собственные ценности и
развитие собственной личности» (1953, р. 206). Когда нет заботы, не может быть и любви — может
быть одна лишь пустая сентиментальность или быстро проходящее сексуальное влечение.
Забота также является источником воли. Мэй определял волю как «способность организовать
Hosted by uCoz