Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 726 
Next page End  

болезненного состояния внутренней пустоты, Кохут подметил то, как это состояние излечивалось:
выздоровление пациентов происходило тогда, когда они в течение продолжительного времени
чувствовали, что аналитик их по-настоящему понимает. Он обнаружил, что ключом исцеления является
не интерпретация, а глубоко эмпатическое слушание. Интерпретация же, этот традиционный
психоаналитический прием, только усугубляла положение вещей.
Многие из этих наблюдений симптомов пустоты и бессмысленности происходящего, а также
эффективности эмпатии как терапевтического средства были уже осуществлены Уинникоттом, но Кохут
разработал теоретические модели для систематического понимания и лечения этих трудноизлечимых
состояний.
Кохут развил аспект фрейдовской концепции нарциссизма, который позволил ему полностью
уйти от теории влечений и решительно выдвинуть теорию «я». До Кохута нарциссизм считался
патологическим состоянием, при котором человек — подобно мифическому Нарциссу, любовавшемуся
своим отражением в лесном озере, — рассматривает свое тело и свою индивидуальность в качестве
центра мироздания и единственного критерия ценности. Всем нам известны люди, которые говорят
только о себе или своих переживаниях, не придавая никакого значения мыслям и чувствам окружающих.
Кохут понял, что такое состояние является аберрацией (искажением) в сущности нормального процесса
и что прохождение через период нарциссизма — это необходимый и здоровый этап взросления.
Каждый младенец и маленький ребенок должны почувствовать себя центром вселенной, по крайней
мере на какое-то время. Результирующая пустота вызовет нарциссическую жажду внимания, которая
позже станет дефектом личности только тогда, когда это чувство отрицается. Кохут видел, что
нормальный нарциссизм образует ядро «я».
Кохут фокусировал свое внимание на двух нормальных нарциссических процессах, которые
являются решающими в развитии «я». Первый из них — отражение (mirroring), при котором младенец
смотрит на мать и видит свое «я» отраженным в ее радостном взгляде. При отношении отражения
ребенок как будто говорит про себя: «Ты видишь меня чудесным. Значит, я чудесен». Наблюдая
собственные положительные качества в сиянии материнских глаз, ребенок чувствует всю свою
самоценность. Второй нормальный нарциссический процесс —
идеализация (idealization), которая
начинается с узнавания ребенком своего родителя или другого любимого человека. В этом случае
качества собственного «я» — доброта, совершенство, всесилие, значимость, чувство реальности и т. д.
— проецируются на этого человека, так что ребенок (как бы) может сказать: «Я вижу тебя чудесной и
нахожусь рядом с тобой; значит, я существую и тоже чудесен». В объектных отношениях отражения и
идеализации ребенок узнает свое «я» с помощью другого человека.
Кохут назвал этих отражающих и идеализируемых людей я-объектами (selfobjects) (Kohut, 1977),
так как ребенку кажется, что они являются продолжением его самого. Со временем ребенок произведет
интернализацию отношений с я-объектами таким образом, что он сможет осуществлять операции
отражения и идеализации внутри себя. Когда эти два процесса интернализации проходят успешно, они
образуют базис двухполюсного «я». Внутренний процесс отражения ведет к реалистическим
устремлениям в мире, подкрепляемом интернализованной стимулирующей похвалой матери. Равным
образом, когда будет интернализован идеализируемый отец, ребенок может нацелиться на
реалистические идеалы. Эти два полюса составляют ядро здорового «я» и генерируют
прочувствованные устремления и идеалы, которые обеспечивают чувство цели и смысла.
«[Кохут связывал] эти два полюса «электрической дугой» базовых навыков и талантов, с
помощью которых индивид пытается в течение всего своего существования поддерживать баланс между
стремлениями к индивидуальным целям и жизнью в согласии с идеалами и ценностями, которые
придают ей смысл» (Tobin, 1991, р. 15).
Кохут заметил, что успешное развитие «я» может обеспечить любой из этих процессов.
Например, если мать неспособна произвести отражение должным образом, тогда здоровый
идеализирующий процесс с отцом может все же обеспечить такое проявление ощущения «я», которое
будет достаточно для возникновения чувства реальности и мотивации. Если один полюс
функционирует нормально, тогда дефекты другого полюса могут быть исправлены позже. Однако если
ущербны оба полюса, тогда следом могут возникнуть симптомы, которыми и занимался Кохут, —
чувства нереальности, опустошенности и бессмысленности происходящего, — поскольку в этом случае
Hosted by uCoz