Существует определенная проблема с количеством концепций, которые он выдвигает, при том что
некоторые из них действительно являются очень экономичными и убедительно объясняют личностную
динамику. Например, многие аспекты конфликта человека можно объяснить в терминах
взаимодействий идэгосуперэго. Все же на фоне современной психологии теория Фрейда выглядит
слишком сложной вследствие его усилий дать объяснение фактически всем без исключения аспектам
личности человека. К тому же теория обращает на себя внимание своим повышенным вниманием к
сексу и агрессии как единственным движущим силам поведения. По этим причинам она является
теорией, которой не хватает экономичности. Однако это небольшой недостаток по сравнению с тем
огромным влиянием, которое оказал Фрейд на человеческое мышление.
Широта охвата
Широта охвата относится к диапазону и многообразию явлений, охватываемых теорией. В
сущности, чем более разносторонней является теория личности, тем больше аспектов поведения она
затрагивает. Конечно, в этой книге мы рассматривали теории, имеющие как минимум разумную широту
охвата. В то же время по большей части у нас сейчас нет теорий личности, которые непосредственно
обращались бы ко всем значительным аспектам функционирования человека. Причиной тому является
наличие определенных предпочтений у всех теоретиков: исходные положения о природе человека
отчасти заставляют их сосредоточиться на определенных аспектах поведения человека и преуменьшать
или даже отрицать другие. Конечным результатом является то, что большинство личностных теорий
имеют «фокус применимости» (термин Келли) сферу поведения человека, которую они объясняют
очень хорошо. Вследствие этого, большинству теорий не хватает всесторонности, так как они не
описывают и не интерпретируют адекватно те аспекты поведения, которые находятся вне их фокуса
применимости.
Тем не менее, теории Фрейда, Адлера и Роджерса можно оценить как хорошо удовлетворяющие
критерию всесторонности. Фрейд разработал теоретическую систему, которая в этом отношении
является выдающейся, охватывая огромный диапазон и многообразие поведенческих феноменов.
Психические расстройства, сны, юмор, бессознательная мотивация, смерть, творчество, оговорки и
опечатки, забывчивость, брак, инцест, мифы и сказки, война и социальные табу все это можно
объяснить в рамках психоанализа. Несомненно, его теория является самой всесторонней
концептуальной системой, когда-либо сформулированной персонологом. Теория Адлера практически
соперничает с фрейдовской в этом отношении, охватывая широкий диапазон явлений, таких как
этиология психических расстройств, семейные взаимоотношения, психическое здоровье, и
многочисленные методы, с помощью которых политические, образовательные и религиозные
институты влияют на развитие личности. Однако, как и фрейдизм, направление Адлера несколько
ограничено в смысле своей мотивационной основы. И наконец, многое из того, что сейчас известно о
личности человека, можно объяснить в рамках теории Роджерса. Исходным источником для Роджерса
был его опыт психотерапевта. Являясь таковым, он создал направление, которое объясняет
происхождение патологического поведения и предлагает терапевтические средства его лечения. К тому
же, его теория преуспела в объяснении того, как Я-концепция и внутренний мир субъективных
переживаний воздействуют на поведение, каковы условия, позволяющие людям реализовать свой
потенциал, как можно улучшить методы обучения на всех уровнях, и даже как снизить глобальные
разногласия и достичь мира на Земле. Однако всесторонность теории ограничена отсутствием
детального объяснения того, как культурные факторы влияют на аномальное и нормальное развитие
личности.
Остальные шесть теоретических направлений, обсуждавшихся в этой книге, можно оценить как
умеренно отвечающие критерию всесторонности. Например, теория Эриксона ориентирована на
широкий круг явлений, как нормальных, так и аномальных, но его сосредоточенность на восьми
стадиях развития эго неизбежно ограничивает ее диапазон. Скиннер намеренно подчеркивал простые
элементы в поведении, и сначала его теория, основанная на экспериментах с животными, имела очень
ограниченные возможности. Однако с годами Скиннер развил свои концепции и распространил их на
более широкие сферы поведения человека, включая расстройства поведения, образование,
промышленность и реформу юридической системы. Как следствие, его теория имеет сейчас намного
большую широту охвата, чем это было в начале. Теория Бандуры демонстрирует относительно полный
анализ социально-когнитивных переменных, ответственных за усвоение, сохранение и модификацию
агрессивного поведения. Более того, его концепция научения через наблюдение расширила наши знания
|