Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 825 
Next page End  

на социальное функционирование. Примером оказания группой положительного влияния на
психическое здоровье могут служить опыты австрийского психиатра Месмера (Mesmer F. А.), которого
иногда называют «творцом теории и практики психотерапии, в том числе и групповой». В дальнейшем
многие выдающиеся ученые и врачи использовали различные психотерапевтические методы в группе
больных, обосновывая целесообразность и эффективность такого подхода. Первым, кто обратил
внимание на терапевтические возможности применения группового взаимодействия, был
американский врач Пратт (Pratt J.), который в 1905 г. впервые организовал психотерапевтические
группы для больных туберкулезом. Первоначально Пратт рассматривал группу как экономически более
удобный способ информирования пациентов о здоровье и болезни, об образе жизни и отношениях,
способствующих выздоровлению, и не вычленял ее собственно терапевтических возможностей. В
дальнейшем он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе,
воздействие которой заключается в эффективном влиянии одного человека на другого, в возникающих в
группе взаимном понимании и солидарности, способствующих преодолению пессимизма и ощущения
изоляции.
Практически все психотерапевтические направления XX в. так или иначе использовали
групповые формы и внесли определенный вклад в развитие Г. п. Особое место в этом ряду
принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, Адлер (Adler А.) обратил
внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что
группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их
коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациентов в неправильной системе их
ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и
суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, Адлер стремился добиться
понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции. Развитию
психоаналитически-ориентированной Г. п. способствовали своими работами Славсон (Slavson S. R.),
Шильдер (Schilder P.), Вольф (Wolf А.) и др. Существенный вклад в развитие Г. п. внес основатель
психодрамы Морено (Moreno J.L.), которому приписывают и введение самого термина Г. п. Среди
представителей гуманистического направления особое место занимает Роджерс (Rogers С. R.). Выделяя
в качестве основных переменных психотерапевтического процесса эмпатию,
безусловное
положительное принятие и аутентичность,
Роджерс придавал большое значение групповым формам,
считая, что психотерапевт в них является моделью для участников, способствуя тем самым устранению
тревоги и развитию самораскрытия, что отношения, складывающиеся между участниками группы, могут
создавать оптимальные условия для терапевтических изменений. Большое влияние на развитие Г. п.
оказали работы Левина (Lewin K.) в области групповой динамики, который полагал, что большинство
эффективных изменений происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте. Левин и его
последователи рассматривали личностные расстройства как результат и проявление нарушенных
отношений с другими людьми, социальным окружением. Они видели в группе инструмент коррекции
нарушенных взаимодействий, поскольку такая коррекция происходит в процессе социального обучения.
Этот процесс облегчается и ускоряется, в частности, благодаря раннему выявлению в групповом
контексте типичного для отдельных участников неадаптивного межличностного поведения. Главным
содержанием работы групп становится анализ типовых образцов взаимодействия, сопоставление
поведения в актуальной ситуации «здесь и теперь» с его характером и последствиями в прошлом.
Благодаря тактичному участию психотерапевта, который поощряет и направляет дискуссию,
способствуя появлению атмосферы доброжелательности и сотрудничества, такая аналитическая работа
облегчает переживание коррективного эмоционального опыта,
неизбежного для протекания процесса
обучения. Необходимо также указать таких видных теоретиков и практиков в области Г. п., как Х¸к
(Hock K.), Ледер (Leder S.), Кратохвил (Kratochvil S.), которые, работая в Восточной Европе, оказали
большое влияние на развитие Г. п. в России.
Цели и задачи Г. п. как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной
степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее
нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде
цели Г. п. определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его
внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок,
Hosted by uCoz